Информационное агентство
Home » Скена » «Нос» [Самостоятельная работа студентов IV курса ВТУ им. Б. Щукина]

«Нос» [Самостоятельная работа студентов IV курса ВТУ им. Б. Щукина]

20 Янв 2009

Постановку студентов Фокина и Пантелеева по повести Гоголя «Нос» можно назвать удачной, и тому свидетельство – количество желающих ее увидеть. Зал полон, на сцене несчастный Платон Кузьмич Ковалев (Тихон Жизневский), странным образом лишившийся носа. Он сетует на то, что у него много знакомств, и каждый день он имеет обыкновение прогуливаться по бульвару. А сейчас вынужден скрываться.

И тут мы ощущаем и себя на прогулке, поскольку из проходов между зрительскими креслами появляются остальные действующие лица: врач, цирюльник и его жена, квартальный, чиновник. Они обращаются к зрителям каждый со своими доводами.

Далее мы видим Нос, и пока он тискает Подточину в коляске, в другом углу зала – на мой взгляд, удачная находка – корчится на стоящей вертикально кровати Платон Кузьмич.

Хочу отметить отличную игру актеров: Прасковья Осиповна, недовольная отсутствием к себе внимания мужа, в исполнении Татьяны Афанасьевой; Чиновник – Азамат Нигманов с его присказками и плясками; квартальный – Андрей Калинин; и, конечно же, сам Нос с его выкрутасами, мимическими гримасами и воплями в исполнении Александра Солдаткина.

Но в постановке упущены многие детали, которые дает нам Гоголь для понимания подоплеки событий. Например, политического мотива практически не видно. Мы не знаем, что герой, называя себя майором, несколько приукрашивает действительность. Мы лишь видим, что он очень гордится своим положением, и досадная неприятность в виде исчезновения носа «спутала ему все карты». Он, нимало не стесняясь, решает дать объявление в газету о своей пропаже. Чиновник газетной экспедиции ему отказывает. А квартальный назидательно изрекает: «У порядочного человека носа не оторвут!»

Мы не знаем, что тот день, когда, когда чиновник обнаружил отсутствие носа – день Благовещенья, когда чиновники в соответствующем приличном виде должны появиться в церкви, чтобы засвидетельствовать свои преданность и благочиние императорскому величеству. И, встретив, наконец, свой Нос, Ковалев, как истинный чиновник, называет его «милостивый государь».

Ассоциации Гоголя к числам, соннику – «лишиться носа – знак убытка» тоже не прослеживаются. И это еще не все примеры. Поэтому я бы назвала сепекаткль удачным, но несколько поверхностным.

Автор: © Наталия Антонюк

 


 

Другой взгляд на «Нос»

«Черт знает что, какая дрянь! – произнес он, плюнувши. – Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!..» (Н.В. Гоголь «Нос»)

Объем знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя «Нос» – около 30 страниц печатного текста. Но именно это небольшое творение великого русского/украинского писателя легло в основу более продолжительных и масштабных произведений. Дмитрий Шостакович в 20-х годах XX века создал одноименную оперу, а Ролан Быков уже в 1977 снял фильм. И, естественно, в ряде театров шла и идет постановка по мотивам этой повести. Не обошла эта учесть и Центр имени В. Мейерхольда. В апреле здесь демонстрируется спектакль «Нос» – самостоятельная работа студентов IV курса театрального института имени Б.Щукина.

В их интерпретации история о майоре Ковалеве, потерявшем свой драгоценный нос, не сатира, а кошмарная фантасмагория. Зрителя почти не смешат, его пугают. Вязкая атмосфера действия затягивает, от резкой музыки и световых эффектов порой вздрагиваешь. А вокруг – на редкость странные персонажи, и ты слышишь бред, лихорадочный бред, на который то и дело сбивается главный герой «Носа» – многострадальный майор Ковалев.

«Будь я без руки или без ноги – все бы это лучше; будь я без ушей – скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми да и вышвырни за окошко!» (Н.В. Гоголь «Нос»)

Об образе майора Ковалева стоит поговорить отдельно. У Гоголя Ковалев – напыщенный и глуповатый человечек (по-иному и не скажешь). Правда, негативных эмоций этот персонаж не вызывает: ему в какой-то мере сочувствуешь. Но жалость эта соседствует с насмешливой презрительностью. Каким же мы видим Ковалева в постановке студентов «Щуки»? Это личность. Раздавленная, растерянная, но все равно внушающая своего рода уважение. По сравнению с гротескным поведением чуть ли не всех персонажей спектакля, драма Ковалева не смотрится абсурдно. Она напоминает историю нормального человека, впавшего в безумие. Недаром нос майора являет собой в постановке не часть тела, а двойника «своего хозяина». Его другую ипостась – необузданную и наглую (любопытно, что если вновь обратиться к повести Гоголя, можно обнаружить, что тамошний нос весьма «интеллигентен»). Таким образом, во время просмотра спектакля возникает вполне определенная мысль: «А уж не страдает ли наш герой раздвоением личности?» При таком допущении многое из происходящего на сцене становится на свои места, а уж финал постановки в этом случае приобретает особое значение.

«Говорят, что есть такие люди, которые могут приставить какой угодно нос» (Н.В. Гоголь «Нос»)

Однако, даже учитывая весьма интересное смысловое содержание, спектакль воспринимается неоднозначно. Главная причина тому – рваный ритм действия. В первом десятке минут сосредоточено несколько динамичных и интригующих сцен, актеры общаются со зрителями, музыка звучит, «нос» бегает, кровать Ковалева ходит ходуном. После такой мрачноватой феерии неожиданно монотонно выглядит продолжительный эпизод разговора с чиновником газетной экспедиции. Под конец же действие снова оживляется. И как это ни парадоксально, такое стремительное и захватывающее начало портит впечатление от более спокойных частей спектакля.

При этом на протяжении всей постановки актеры играют одинаково экспрессивно. Они переживают на сцене не простые чувства, а сверх-эмоции. Если веселятся, то до катания по полу, отчаиваются до скрежета зубовного и так далее, и тому подобное. Впрочем, в рамках этой истории подобное поведение действующих лиц выглядит почти органично.

Необычная концепция и «сбивающийся» ритм повествования в совокупности создают весьма необычное впечатление. Эта постановка «Носа» воспринимается как странное, гротескное, немного жутковатое действо. Зона контрастных цветов, безумных форм и неожиданных звуков – такой спектакль забудется ещё нескоро.

Автор: © Дарья Баракина

 


 

«Остаться с носом».

«Иван, где мой нос?» – спрашивает главный герой повести Гоголя «Нос» Ковалев, со сцены Центра Мейерхольда.

Жизнь – это зебра, а зебра, как известно, черно- белая. Может, отталкиваясь от этого, Олег Герасимов (постановка и сценография) и Артем Приходов (технический директор и художник по свету) сотворили черно – белый спектакль. Черные одежды, белая постель, игра света , музыки , даже диалоги героев построены на контрасте (один говорит ровно и спокойно, другой кричит). Это-то и держит зрителя в постоянном напряжении, а вот изредка, но проскользнувший контраст пластики героев и их речи, иногда дает возможность хихикнуть.

Кто такой Ковалев? Любой из нас! Но в спектакле – это коллежский асессор, мечтающий занять чин повыше, найти женщину покраше и, словом, «пользоваться всеми благами жизни». Но неожиданно для себя, проснувшись утром, он не находит своего носа. Ковалев думает о том, что его жизнь теперь бессмысленна: без носа он никто, теперь никуда «не сунется». Выйдя на улицу, он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету и едет в собор. Он усердно молится. Ковалев просит его вернуться к нему, однако, нос делает вид, что не понимает его.

Как часто, добиваясь высокой должности, статуса, человек «задирает» нос, и не просто «задирает» – он его отворачивает даже от самых близких. А в этом произведении, сам Нос не признает некогда бывшего хозяина. И тут начинается самое интересное. Ковалев просит напечатать о пропаже в газете, но кто будет связываться с подобного рода объявлением? И, тревожась за репутацию газеты, служащий из отдела объявлений отказывает. Ковалев в панике. Он практически сходит с ума.

К счастью, полицейский надзиратель находит нос Ковалева. Он привозит его в шкатулке, больше похожей на гроб, добавляя, что с трудом сумел поймать его, так как нос уже садился в дилижанс и собирался ехать в Ригу. Актёр, исполняющий роль носа, внешне очень похож на актёра, исполняющего роль Ковалёва, что даёт (без бутафории) дополнительную пищу для размышлений. Ковалев пытается приставить свой одетый в мундир нос на место, но он не держится и постоянно падает – насмехается над «хозяином».

Ковалев посылает за доктором, но и тот не знает, как ему помочь. Видя отношение носа к Ковалеву, он советует ему жить без него: «Без него будет лучше». Безносый герой решается закопать свой орган чувств. Пока цирюльник Иван закапывает нос, Ковалев умывается, судорожно прощаясь с чином и вниманием красивых дам. Сделав черную работу, Иван возвращается к Ковалеву и видит у того нос на положенном месте!

Счастье охватывает героя. Он с тихой радостью представляет себя в высоком чине с красивой девицей, и это тихое чувство контрастом перерастает в настоящий вопль. В надменно-нагловатый крик, и только слепой не увидит, как на глазах кроткий, неуверенный, безносый Ковалев становится полной своей противоположностью.

Проблема, затронутая в повести, всегда будет актуальна: «Дай человеку власть, и ты увидишь, его истинное лицо»…Верни Ковалеву нос, и ты увидишь его истинное лицо!.

Автор: © Венера Баязитова

 


 

Сколько раз была на студенческих спектаклях – ни разу не была разочарованна. Наверное, я сама вечная студентка.

В чем их секрет? Только ли в молодости актеров? Прелесть студенческих спектаклей в их желании выложиться на все 150%, а еще в редкой возможности показать себя, раскрыть максимально возможности свои и характер героя. Пока еще студенты и роли многим доступны главные, а что потом? Массовка? На сколько лет? И повезет ли вообще? Ну а пока об этом не думаешь, пока играешь самозабвенно…Итак, к юбилею классика – «Нос» на сцене Центра им. Мейерхольда.

Спектакль играли в черных тонах. Черный кабинет, с проемами слева и справа. Костюмы, слегка отражающие время действия пьесы, тоже, по большей части, из черных тканей. Света яркого не было вообще. И полумрак царил все час двадцать.

Начало – шумное вхождение через зал (с ауканьем, исканием потерявшейся собачки, приветствиями друг друга), – познакомило нас, зрителей с актерами близко. Жена Цирюльника доверительно сообщила моему соседу, что этот пьет, а тот – ворует. А чиновник из газеты, с фонарем бегающий, про собачку спросил, наверное, у половины присутствующих.

Потерявший нос Ковалев (Тихон Жизневский) предстает перед нами уже с повязкой на лице. Он мечется во сне по огромной кровати, которая играет роль центра его жилища, то отъезжая в угол сцены, то приближаясь и поднимаясь вместе с героем – хорошее минималистическое решение интерьера, на мой взгляд. Кроме кровати, на сцене будет лишь пара скамеек, табурет и большой жестяной таз, призванный время от времени лить воду на лицо или ноги. Ковалев в спектакле вихраст и кудряв – все разглядывала, свои ли это волосы у ребят или так-таки парики? С такой же вздыбленной прической еще пара симпатяг: слуга Ковалева – Иван, и, собственно, исчезнувший НОС. Очаровашки, честное слово!

Благодаря ли прическам, или распределению ролей, все-таки мужские «партии» здесь явные фавориты, но девушки на сцене в этот вечер уступили первенство молодым людям – из трех занятых не сверкнула ярче других ни одна. Показалось, что очень волновались. Но вот чувство слаженности и толпы очень хорошо сыгранно и не раз: сцены, когда все наперебой предлагают Ковалеву «понюхать табачку», или укладывают его аки умалишенного, несущего явную чушь про разгуливающий по бульвару Нос, или рассматривают то место, где нос еще вчера красовался – очень хороши!

На контрасте с действующими лицами, одетыми чернО, появляется в светлом франтоватом костюме (а потом в ярком белом кителе) Нос. Понравился ящик, в котором он путешествовал (похожий на гроб и обыгранный чудесно и как стол, и как шкаф, и как коробка для хранения носа).

Ребята заставили зрителей смеяться не раз: что доказывает, что Гоголь-таки и в наши дни не устарел! А бессловесные ужимки и гримасы Александра Солдаткина (Носа) кого-то из дам в зрительном зале довели даже до истерического хохота.

Сюжет этот часто называют фантастическим. В исполнении же щукинцев Гоголь вышел комедийным нагромождением бреда, произносимого с серьезными лицами серьезными же людьми. Что собственно вполне по-гоголевски.

Что еще с-ак-цен-ти-ро-вало? Привлекло внимание? Отсутствие «нормального исподнего» – передали в образе Ковалева костюмом с трусами и тапочками на босу ногу. Ярким был монолог Ивана-слуги (Филипп Бледный) в редакции газеты. Оставил о себе хорошее послевкусие Азамат Нигманов (Чиновник газеты)…

Спасибо, господа педагоги! Господа студенты, и вам!

Автор: © Анастасия Вильчи

 


 

Продолжительность: 1 ч.20 мин. (без антракта)
Драматургия: Николай Гоголь
Постановка и сценография: Олег Герасимов
Технический директор и художник по свету: Артём Приходов
Роли исполняют: Тихон Жизневский, Филипп Бледный, Александр Солдаткин, Андрей Калинин, Алексей Паничев, Азамат Нигманов, Людмила Харитонова, Александр Поламишев, Татьяна Афанасьева, Алиса Анненкова

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>