Информационное агентство
Home » Скена » «Общество анонимных художников» в Актовом Баре

«Общество анонимных художников» в Актовом Баре

10 Апр 2009

Переведеновский переулок. Территория фабрики технических бумаг «Октябрь». Типичные для фабрики ворота надежно скрывают от посторонних глаз Пrоект Faбrика, где за тяжелой черной дверью с надписью Актовый Зал вас встретят два очаровательных зверя – кошки-хозяйки, больше похожие на сфинксов, разместившихся на черных банкетках.

Пrоект Faбrика, как и не менее известные Винзавод и Арма, в очередной раз доказывается, что тандем искусства и промышленных лофтов – это не только «безотходное производство», но и успешно закрепившаяся тенденция.

Расположившись на мягких подушках внутри Актового бара, пришедшие «анонимные художники» потягивали пиво и ждали трех звонков, традиционно обозначающих начало представления. Но, неожиданно для себя, были вовлечены в интерактивный перфоманс, когда Веро4ка Полозкова и Михаил Калужский – ведущие «Общества анонимных художников» – стали немного громче что-то рассказывать. Так и началось обсуждение темы зависти и всего, с чем это явление связано.

В основу данного проекта легло утверждение немецкого художника Йозефа Бойса о том, что каждый человек – художник. Зрители не только являются творцами действа, но и получают в конце вечера какую-либо общеизвестную награду (Оскар, Золотой глобус и т.д.) за вклад в искусство.

«Общество анонимных художников» – новый интерактивный проект Георга Жено, созданный при участии театра им. Йозефа Бойса и Театра.doc. «Общество» сложно назвать спектаклем. Кто-то называет это «вербатим live» (более подробно об этой технике в театральном искусстве можно
узнать здесь .Я бы назвала происходившее Живым Живым Журналом (ЖЖЖ). Почему именно так? Дело в том, что никакого сценария нет, как нет и разделения на актеров и публику. Тема перфоманса определяется по ходу действия при непосредственном участии зрителей. Другими словами, ведущие создают тему (пост), после чего начинается обсуждение (читай, добавление комментариев) в режиме полной анонимности (зрители, кроме ведущих, конечно, на месте придумывают себе ники).

И если «выход» ЖЖ в реальный мир, в то время, как, наоборот, всё уходит в режим онлайн, не может не радовать, то с обозначением «общества», как спектакля, я, прошу прощения, не соглашусь. Будучи приверженцем классической школы со Станиславским «Не верю!», не приемлю, как уже упомянула, размытие в «Обществе» границ между сценой и зрительскими рядами.

В целом, опять же, если не называть «Общество» спектаклем и примером высокого театрального искусства, то проект получился очень классным и необычным, естественно, не без помощи харизмы ведущих Веро4ки Полозковой и Михаила Калужского и «анонимных художников», пришедших в этот вечер.

Автор: © Tanya Brok

 


 

Проходная на некую промзону в забытом Богом переулке.
- Девушка, Вы не подскажете, «Общество анонимных художников» здесь?
- Да-да, вниз по лестнице.

Спускаюсь, оказываюсь в «Актовом баре». Обстановка привычная: гул разговоров, кофе. Вот и актёры рядом, всего двое: поэтесса – Веро4ка Полозкова и общественный деятель – Михаил Калужский, сидят себе у стойки и тоже о чем-то своём. Ждём.

А пока ждём, несколько слов о том, что будет происходить. Около двадцати лет назад появилось течение вербатим (с лат. verbatim – дословно), или документальный театр: в таких спектаклях используется речь обычных людей, на сцене воспроизводятся записанные слово в слово интервью. В данном конкретном случае авторская мысль пошла дальше: зрители сами участвуют в интерактивных спектаклях Георга Жено, выпускника ГИТИСа, учившегося у Марка Захарова. Сейчас Георг руководит первым в Москве театром, названным именем художника, соотечественника режиссёра, Йозефа Бойса. «Общество анонимных художников», о котором пойдёт речь, – второй подобный проект Жжено (первым был «Демократия.doc», где зрители олицетворяли указанный в названии политический строй). Одним словом, театра в обывательском представлении в данном произведении искать не стоит.

Вера и Михаил продолжают разговор:
- Полозкова, ты кому-нибудь завидуешь?
- Да, есть у меня одна знакомая…
- Кстати, если что, мы уже начали.

Вот такой зачин. А дальше – незатейливая беседа о том, кто чего хотел бы достичь в жизни, чего не хватает. Каждый, наверно, хоть раз задумывался о том, кем бы он стал из тех, кем быть уже никогда не сможет, в какое время и в каком месте хотел бы жить. Одна дама, например, пожелала стать Д’артаньяном. Сижу, размышляю о характере своей зависти к Анджелине Джоли, и уже поговорить хочется, и других послушать, и Вера с Михаилом -совсем свои. Знакомимся, называем вымышленные имена (общество ведь анонимное), получаем премии за несовершенные достижения. Полозкова с Калужским блещут харизмой, подкалывают друг друга, приправляют юмором и организовывают процесс зрительских размышлений. В целом, если касаться действия, – это всё. Полтора часа неформального полудружеского разговора с практически полным отсутствием заготовленных фраз. Да и не актёры на сцене, да и сцены нет. В общем, занудам и циникам, к сожалению, свойственным столице, сюда однозначно вход запрещён.

Если рассуждать о художественных достоинствах увиденного – их нет, да и не претендуют авторы на зрелищность, впрочем, как и на коммерческий успех. Георг стоит у входа и, улыбаясь, следит за процессом, значит, доволен. Что касается посыла – в достаточно легкой форме Вера и Михаил вызывают у зрителей желание пофантазировать и задуматься. Значит, цель разбудить художника в каждом реализована, что, кстати сказать, было одной из концепций в творчестве Бойса – не зря же его именем назван театр!

Что имеем в остатке. Вместо потока несущихся в афишах новомодных слов «хэппенинг», «нонфикшн», «перфоманс» (далее по списку) – неформальная беседа по душам; вместо суперсовременного искусства, вызывающего вереницу вопросов «зачем» и «почему», – светлые мысли. Еду в метро, держу в руках воображаемый Оскар и благодарю маму и папу, верю, что смогу сотворить ещё что-нибудь важное и никому не захочу больше завидовать… а главное – улыбаюсь.

Автор: © Ирина Мещерякова

 


 

«Театр имени не Бойса»

Вы когда-нибудь желали анонимности? А может быть… ощущали в себе не раскрытый творческий потенциал? Да, да вот Вы, красивая девушка с зелеными кудрями в первом ряду сверху справа, что Вы скажете? Это Вы очень смешно ответили и так находчиво! Может быть, продолжим нашу игру? Не удивляйтесь, спектакль уже начался. Сегодня Вы увидите несколько подготовленных импровизаций и наши собственные разоблачения. Мы надеемся спровоцировать Вас на ответную искренность. Не бойтесь, все останется между нами. Но как жаль, наше время уже вышло… Удачи вам, художники!

Вот, собственно, и все. Таков итог «Общества анонимных художников». Если вкратце и с должной долей иронии. Так что же это за тайное общество? Авторы идеи определяют собственный проект как творческий эксперимент, то есть не спектакль в прямом понимании этого слова, не перформанс, не творческие вечера, а всего понемногу и психоанализа в придачу. Так планировалось. А что получилось? А получился цирк.

Но прежде стоит сказать об авторах и самом театре. Театр.Doc (Театр, в котором не играют) – уникальный проект, за спиной которого уже семилетняя история и масса нашумевших спектаклей. Театр им. Йозефа Бойса названием своим обязан имени известного немецкого ныне почившего художника, которому принадлежат утверждение, что каждый человек – художник. Режиссер с театральной фамилией Георг Жено – немец, выпускник ГИТИСа, по собственному утверждению, лично знавший Бойса, больший драматизм находит в рассказах людей, далеких от театра. И ставит эти рассказы. Все как один эксперименты. Все анализируют творчество в человеке и человека в творчестве. Но, похоже, не все с одинаковым успехом.

«Общество анонимных художников» продолжает развивать идею Бойса, но становится понятно это лишь тем, кто ознакомился с инструкцией к спектаклю. Считать себя художником приятно каждому интеллигентному человеку, а тайна способна увлечь любого, даже не тяготеющего к прекрасному, зрителя. Так вот, с анонимностью в постановке все более-менее в порядке, а вот художественная сторона вопроса, не затронута совершенно.

Пожалуй, творческий эксперимент Жено – эдакая попытка сыграть в психодраму, есть такая техника терапии, но в «обществе» зритель не найдет ни психологии, ни драматизма. И этому есть ряд простых объяснений.
Рассадка зрителей. Их количество не превышало трех десятков, но расположение мест не располагало к общению. Как известно, все групповые терапии практикуют круговую рассадку и это себя оправдывает.
Имена. Участникам эксперимента не были розданы бейджы с никами, хотя игра того требовала.
Поздороваться. Каждому участнику не было дано возможности представиться и огласить причину своего визита.

Уже одного этого было достаточно, чтобы оставить «холодной» и безучастной большую часть аудитории. Казалось бы, хочешь эффекта, используй наработанный опыт, но, похоже, авторы не собирались идти до конца. В итоге формально обозначенный прием на практике не сработал.

Другое дело ведущие. Они в своих ролях чувствуют себя вполне комфортно и, кажется, больше всего процесс увлекает их самих. Ведущих двое: Веро4ка Полозкова и Михаил Калужский. Ей – 21, ему – 40. Она – поэт и блоггер -тысячник. Он публицист и общественный деятель. Им обоим нравится публичность. Они любят выступать и им приятно внимание. Они поднимают острую личностную тему и смело обсуждают ее. Они почти искренны. Но вот это «почти» с расстояния полутора метров, а именно столько до ближайшего зрителя, как под микроскопом вырастает до масштабов просто нечеловеческой фальши.

Наверное, каждый подлинно неуравновешенный анонимный художник, оказавшись в кругу себе подобных, хотел бы услышать от соседа – «Меня зовут Боб, поплачь, после чего без стеснения расплакаться, уткнувшись ему в майку». Но здесь собралась иная аудитория, их внутренние мотивы неясны, они не ощущают потребности высказаться или пожаловаться. Да и зачем, когда ведущие и без того фонтанируют откровениями на любую заданную тему?

Однако радикальные средства не всегда панацея, порой все, что нам нужно – это просто участие. Кроме того, эксперименты не относятся к разряду тех удовольствий, в которых стоит себе отказывать. Поэтому, если выдастся свободный вечер, непременно посетите «общество». Но не пытайтесь относиться к действу как к терапии, которая призвана помочь преодолеть какие-то там внутренние барьеры. Ничего подобного там нет. Зато вам удастся послушать, как общаются два довольно эрудированных человека и оценить попытку публики заняться самоанализом. Поверьте, потраченное время того стоит.

Автор: © Денис Мустафин

 


 

Спектакль «Общество анонимных художников», который поставил ученик Марка Захарова – режиссер немецкого происхождения Георг Жено, стал вторым его проектом после «Демократия.doc», где каждый из зрителей является полноправным участником действия, ощущает причастность к происходящему.

В «Обществе свободных художников» нет сцены, специально созданных декораций, световых эффектов, музыкального оформления, занавеса – в общем, всего того, что мы привыкли видеть в традиционном театре. Театральный зал здесь, к примеру, заменило маленькое скромное кафе. И даже больше – здесь нет профессиональных актеров. Во время представления один из участников бросает фразу: «Мы не артисты! Меня никогда не возьмут в артисты…»

Выделить главных героев среди гостей кафе не так просто: на них нет ярких экстравагантных костюмов, необычного грима. Начинается спектакль с того, что к барной стойке выходят двое: известная в молодежных кругах поэтесса Вера Полозкова и журналист Михаил Калужский. Пара начинает оживленную, эмоциональную беседу на самые разнообразные темы, постепенно приобщая к ней самых смелых зрителей. Так, например, Вера задает гостям простые вопросы: «Завидовали ли вы чему-нибудь в детстве?», «В какую эпоху вы бы хотели жить?». И люди вспоминают, размышляют, рассказывают свои истории, делятся жизненным опытом.

Основная цель, которую ставят перед собой «Художники» – помочь людям раскрыть свой творческий потенциал, стереть грань между актером и зрителем. Но это было бы невозможно, если бы не камерность обстановки, обаяние и энергетика, исходящая от главных героев, полная анонимность всех участников: вместо имени каждый зритель должен придумать забавное прозвище. Во время действия спектакля возникает ощущение, что ты находишься в компании близких по духу людей, которых ты давно знаешь.

По большому счету, «Общество анонимных художников» сложно назвать спектаклем в привычном понимании, что такое спектакль. Это скорее, некая беседа, контакт со зрителем, своеобразный перфоманс, игра, даже терапевтический сеанс. Создатели спектакля и актеры еще и хорошие психологи – они помогают раскрепоститься, отбросить чувство неловкости и стеснения, сплотить людей. Это особенно важно в наше время, когда люди становятся все разобщенней. Неслучайно Вера и Михаил просят каждого присутствующего заглянуть в глаза своему соседу. Это дает возможность задуматься о тех, кто рядом, стать чуточку добрее и внимательней друг к другу.

Подобные спектакли сегодня становятся все более актуальными. Это обычная человеческая потребность в живом общении, в ощущении, что ты не одинок в этом мире, и, наконец, это не только помогает раскрыть творческие задатки и повысить самооценку, но и избавиться от существующих комплексов, страхов, зажимов.

Немецкий художник Йозеф Бойс, чьим именем назван театр, считал, что «общественный организм поддается воздействию, если на него направить тепло. Только тогда люди повернутся друг к другу и начнут стремиться к взаимопониманию». Эту задачу авторы, безусловно, выполнили. Почти у всех, кто уходил в этот вечер со спектакля, были счастливые, открытые и веселые лица.

Если вы готовы рискнуть и поведать свою историю незнакомым людям, если вы хотите встретить единомышленников – «Общество анонимных художников» для вас. Те же, кто не желает выносить личные переживания на публику, на этом спектакле, возможно, могут почувствовать себя не в своей тарелке.

Автор: © Валерия Сидорова

 


 

Продолжительность: 1 час. 30 мин. (без антракта)
Авторская группа: Арман Бекенов, Нина Беленицкая, Георг Жено, Михаил Калужский, Веро4ка Полозкова.
Режиссер: Георг Жено
Ведущие: Вера Полозкова, Михаил Калужский

Премьера состоялась весной 2008 года

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>