Жил на белом свете волшебник. Он был уже немолод, имел жену и хозяйство. Но в его характере сохранилось что-то мальчишеское, задорное. Потому временами и творил он всяческие чудеса, не задумываясь о последствиях. Раз, прогуливаясь по лесу, встретил волшебник медведя. «Превращу-ка я его в человека», – подумал он. Так зверь стал юношей. Ему предстояло сжиться с людьми и найти самую настоящую принцессу, которая его полюбит. После её поцелуя все вернется на круги своя: Медведь снова станет медведем.
Знакомая история, не правда ли? Это сюжет пьесы «Обыкновенное чудо», написанной отечественным драматургом Евгением Шварцем более 50 лет назад. В советские годы появились две экранизации этого произведения. Одна из них – одноименный музыкальный фильм Марка Захарова – вошла в золотой фонд нашего кино. Вы, конечно, помните песни из этой ленты: «Бабочка крылышками», «Нелепо, смешно, безрассудно», «Давайте негромко». Кажется, что они звучали в иной, уже ушедшей в историю, эпохе. Однако создатели новейшего мюзикла «Обыкновенное чудо» считают: эти композиции и, в целом, сказка Шварца будут интересны современному зрителю.
Музыки много, театра – тоже
Над мюзиклом «Обыкновенное чудо» работал столь «звездный» состав, что и хвалить, и ругать их детище как-то неловко. В частности, за продюсирование проекта отвечал Алексей Иващенко, известный как бард и один из создателей мюзикла «Норд-Ост».
Показательно, что авторы музыкальной дорожки к картине Марка Захарова – поэт Юлий Ким и композитор Геннадий Гладков – принимали активное участие в постановке свежей версии «Обыкновенного чуда». Для этого проекта ими было написано около двух десятков новых песен. Они звучат вперемежку с уже проверенными временем композициями из оригинального фильма. И, удивительное дело, музыка, созданная с 30-летним перерывом, органично сочетается в рамках единого спектакля.
Более того, творческая группа уверена: благодаря мюзиклу, появятся новые шлягеры. Утверждение, честно говоря, не бесспорное (в театр ходит не так много людей, а для того, чтобы появился хит, нужна поддержка радио и телевидения), но в общей массе песни действительно оставляют приятное впечатление.
За другую составляющую театрально-музыкального действа отвечал известный в столичных кругах режиссер Иван Поповски. Сформированная им актерская труппа весьма неоднородна: заняты как признанные актеры мюзиклов (например, Игорь Балалаев («Монте-Кристо», «Notre Dame de Pari», «CATS»), Елена Чарквиани («We Will Rock You», «CATS», «MAMMA MIA!»), Ирина Линдт («Норд-Ост», «Мэри Поппинс NEXT»), так и дебютанты. Возможно, из-за этого в драматическом отношении постановка воспринимается неровно. Да, это мюзикл, а значит эмоции и чувства несколько преувеличены и приукрашены. Мюзиклы всегда немного гротескны. Но при просмотре «Обыкновенного чуда» эта особенность назойливо бросается в глаза. Слишком громко и ярко. И потому – как-то просто. А ведь в самих песнях содержится такая очевидная подсказка: «Давайте негромко. Давайте вполголоса»…
Пир для глаз. И?
К мюзиклу «Обыкновенное чудо» так и хочется применить одно несложное определение – «красивый». В визуальном плане спектакль производит сильное впечатление. Прекрасные, с любовью выполненные декорации подвижны. Так из увитого плющом уютного дома волшебника получается заснеженный трактир «Эмилия». Остроумное и, главное, зрелищное решение.
Хороши броские, иногда – совершенно фантастические, но при этом характерные костюмы. В них даже каждый бессловесный придворный обладает собственной индивидуальностью, при этом, не теряя принадлежности к определенному кругу лиц.
«Обыкновенное чудо» можно с полным правом назвать шоу. Этому способствуют не только перемещающиеся декорации, яркие костюмы и свет, но и обилие различных трюков. Будь то взмывающий ввысь министр-администратор или покачивающие головами в такт музыке чучела сохатых на стене. Это выглядит настолько забавным, что зал смеется в полный голос.
Вспоминается, что в одном из своих интервью Алексей Иващенко высказал мнение, что предназначение искусства – помочь зрителю пережить некую эмоцию. «Мне очень хочется, чтобы люди смеялись и плакали», – добавил продюсер. В итоге, зрители смеются. Но плачут ли?
Пьеса «Обыкновенное чудо», как и многие другие работы Евгения Шварца, пропитана мягкой, приглушенной грустью. С ней не очень сочетаются летающие министры, двигающиеся декорации и невероятные костюмы, как бы хороши они не были. Потому что тогда сказка становится другой: прямолинейной и лишенной трогательного очарования. Хотя…другой? Может быть, создатели мюзикла этого и добивались, стремясь избегнуть сравнений с прославленным фильмом Марка Захарова. Тогда – у них все получилось. Теперь – дело за публикой: понравится ли ей такой взгляд на старую сказку.
Автор: © Дарья Баракина