Информационное агентство
Home » Синема » Обзор #ММКФ39: фильмы, дорожки и кинозалы

Обзор #ММКФ39: фильмы, дорожки и кинозалы

05 Июл 2017

Когда ты на фестивале больше пяти лет, то можно считать себя, если не старожилом, то опытным ммкф-щиком: я уже могу рассказывать, как бывалый автор, о пресс-центре в кинотеатре Художественном, где вопросы задавала Микеле Плачидо (он тогда свой первый фильм привез в Москву, и еще не был таким седым, как в этот приезд), о пресс-центре в театре Киноактера (мы ругались, но оказалось, что чем дальше, тем не удобнее и не удобнее). Я была на Красных дорожках, и на afte paty, потом писала о нарядах на Красных дорожках и афте-пати, потом перестала ходить на Красную дорожку – ее транслировали в прямом эфире для журналистов из Пушкинского в Октябрь, и было что-то в этом веселое и фестивальное: обсуждать, заедая пирожками и запивая традиционным чаем Ахмад). Не стало этих трансляций в позапрошлом году. Не стало чая. Количество дней фестиваля уменьшается с каждым годом. А рапорты о количестве зрителей, посетивших фестиваль все те же. Разве что церемонию смотреть уже просто невыносимо: начиная с нарядов (это отдельная тема, девочки меня поймут), и, заканчивая сценарием церемонии и конферансом.

Ну, с распределением призов, все ясно: Восток дело тонкое, куда надо все потекло. И это на фестивалях всех стран всегда заметно: никуда от внешне политических курсов не деться. Какой курс, туда и приз. Но когда, даже киноведы конкурс посмотреть не стремятся, а выбирают из массы программ то, что вряд ли попадет в прокат, это об уровне конкурсной программы что-то да говорит. Старожилы говорили, что «хуже некуда»: киваю, но не ходить на фестиваль в поисках хорошего кино, тоже глупо. Оно, спасибо тем, кто, не сдаваясь, из года в год это делает, собирает и привозит, очень разное. И даже, возможно, дает какое-то представление о сегодняшнем мировом кинематографе. И даже удивляет, иногда. Радует, иногда. И вот тенденции какие-то у меня даже из десятка увиденных фильмов выкристаллизовываться начали. О них. О тенденциях. То есть о кино.

Фильм открытия удивил выбором, но Индия не разочаровала: отдыхательный, эпический, сказочный фильм «Бахубали. Завершение» для тех, кто любит битвы, спецэффекты, порой игрушечные и чтобы Зло было в финале Добром побеждено.

Фильм закрытия же, «Роковое искушение», ожиданий не оправдал: возможно, я их завысила, хоть это и прекрасно-красивая история, но на заявленный хоррор не тянет, как и на «готический триллер», каким его называют в обзорах. Красиво? Да. Актрисы в платьях времен войны Севера с Югом прекрасны? Да. Тягуче? Да, иногда маялась в кресле, скучно. Каннский флер, конечно, идет за фильмом и впереди него, София Коппола удостоена приза за лучшую режиссуру. Но есть что-то саркастическое в этом, согласитесь, дать женщине-режиссеру приз за фильм о женщинах, расправляющихся с мужчиной, который так или иначе, не оправдал их надежд))

Но самым тягучим и не спешным оказался конкурсный «Симфония для Аны», вот уж где успеваешь между делом обдумать увиденное, пока камера фиксирует очередной пустующий коридор. Но фильм, мне понравился: скорее всего созвучно французскому про молодого Годара темой. Темой студенческих волнений, революции, неповиновению и протестам. Месяц назад в Streler-театре закрыли сезон «Мечтателями» по киносценарию Бертолуччи, про те же события за окном, а тут аргентинские студенты, тысячи пропавших без вести людей, и время настолько близкое, что герои двух фильмов в кинотеатрах смотрят один и тот же фильм, если не ошиблась, про Жанну Д’Арк. Разница велика: в Париже 1968 года манифестанты в итоге добиваются от Де Голля уступок. В Аргентине 1974-го страна погружается в застой и молчание на десяток лет, и смерть главной героини, чудовищна, при том, что студенты, почти дети, ничего кроме слов и организованного неумелого протеста не сделали.

«Молодому Годару» в своем списке я отдала первое место: не только из-за сюжета и появляющегося в кадре Бертолуччи (актера, конечно, не самого). Фильм о кино через рассказ о живом классике, как кто-то заметил «наглость», но хорошо снятая. Актриса, играющая жену Годара (Стейси Мартин), так и вовсе заставляет любоваться каждым поворотом головы и влюбляет в себя, напомнив о том, что в кино, по большому счету, актер должен быть центром всего, в данном случае и актер (Луи Гаррель) и актриса ими стали. Легкость, сарказм, чуть ли не пародия на Годара в фильме о нем, смешно вышло.

«Посредник» остался для меня с темой этики журналистской, но не более, не глубоким.

«Нежность» от итальянцев подарила полтора часа наедине с прекрасным Неаполем. Они умеют вплетать свою любовь к городу, как никто (мы пока не умеем так, но зато призы имени мэра у ММКФ уже есть – за любовь к Москве, раздали, стимулируют); а неожиданный поворот в сюжете и желание после обсудить фильм: чего он палил, зачем, почему? Добавило фильму очков в моем рейтинге.

«Купи меня» хорошо раскрыл тему современной проституции, но зачем? и для кого это до сих пор было тайной? И откуда берутся в сценарии такие наивные филологини, тоже вопрос.

«Колдунья», которая на самом деле «The love witch» по картинке и цвето-напору офигенна. Но, видимо, нужно особое настроение: дома, с камином и бокалом вина, рядом с мужчиной, возможно. Как ведьма одного за другим любовников убивает любовью… И да, стилистика 50-х. Она на любителя.

«На пределе» предельно сразил финалом. Представьте: у вас убили семью, суд оправдывает убийц, вы все это в зале суда переживаете и решаете мстить. Находите. Делаете бомбу, аналогичную той, что убийцы подложили вашему мужу в офис. И, …передумываете оставлять ее под трейлером убийц. Честно вам скажу, пока героиня металась по полю с ковылем, пока она курила на крылечке, я кивала изо всех сил: правильно. Убийства множить нельзя. Но кино не финалилось этим всепрощенческим жестом. Утром она их взорвала. Вместе с собой. Предварительно посмотрев в глаза убийцам и убедившись, что они не просто взлетят на воздух, а узнают за секунду до смерти об этом. Месть в чистом виде, как она есть. И на титрах можно снова думать: кто прав, кто виноват. Но на суды надежды нет и в Германии. Вот такой вывод.

И, наконец, столько сил, столько желания бежать и жить, делать и творить, сколько дал мне фильм «120 ударов в минуту» не дал ни один другой, ни с одним позитивно-положительным и не болезненным или развлекательным сюжетом. А тут… умирающие от СПИДа активисты парижского общества, которое борется за более массовое распространение любой информации о нем , потому что иных способов пока не изобрели, а лекарства только отсрочат уход, и примкнувшие к ним сочувствующие… способ и жанр фильма – почти документальный рассказ, казалось бы, половина времени из почти трех часов – разговоры и споры. И вот… такой результат. Я зашла в зал, с намерением посмотреть начало … и прилипла к креслу: смерти были здесь, и они были на тот момент важнее, чем «Смерть Людовика» в соседнем зале, впрочем, как и жизни. Как и любовь, и секс (мастерски снятые сцены, отдельное браво), и толковая, не совковая организация, и наив, и восторг от жизни. И даже окрашенная кровью Сена, в снах умирающего, не смогла пафосом кадра испортить общей картины. Картины ужаса, но и чего-то большего. Я мало видела? Возможно. Но мы не умеем ни так снимать. Ни так общаться. Ни так объединяться и работать. Ни так говорить на темы важные (а, впрочем, редко, но кому-то удается… пришло в голову, что о Чернобыле сумел так рассказать Роман Виктюк… )

Фестиваль не зря прошел. По нынешним временам пара хороших фильмов – это много.

© Обозревала Анастасия Вильчи

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>