Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » Однажды в России

Однажды в России

30 Авг 2018

28 августа в музее современного искусства «Эрарта» прошло открытие выставки Владимира Дайбова «Однажды в России».

Владимир Дайбов – выпускник Ленинградского Художественного училища им. В. А. Серова (ныне СПБХУ им. Н. Х. Рериха), а с 1987 года член Союза Художников РФ, в 2014 году был также удостоен звания заслуженного художника РФ. Его творческий путь из родного города Ревда привёл его сначала в Ленинград конца 70-х годов, где он стал свидетелем зарождения рок-клуба и учился вместе с такими выдающимися людьми как Виктор Цой и Георгий Гурьянов, а затем, во время суровых перемен, коснувшихся нашей страны – в Курск, подальше от суетной и изменчивой жизни мегаполиса.

Название выставки – «Однажды в России» — кажется как никогда подходящим: здесь собраны пейзажи, изображающие самые разные уголки нашей родины от Санкт-Петербурга до Барнаула, от Москвы до Плеса, но все они объединены единым стилем, присущим художнику, его способностью показать в изображении одного конкретного мгновения то, что, казалось, было всегда. Его пейзажи, с одной стороны, максимально обобщены: они не насыщены деталями, нет указаний на конкретные места, почти нет людей, а если они и есть, то максимально обезличенные, развёрнутые к нам спиной или стоящие слишком далеко, чтобы можно было различить черты лица. Однако в то же время каждая сцена кажется очень конкретной и смутно знакомой: любой уралец, глядя на работы «Урал» и «Урал-II», узнает в дымящихся трубах заводов тот завод, который работает в его городе (мне, например, мерещился здесь родной для меня Екатеринбург), в то время как мост через широкую бурную реку на картине «Холодный день» безоговорочно напоминает Санкт-Петербург.

Художник не изображает лиц, но нельзя сказать, что люди в его работах лишены индивидуальных черт. Так, на картине «Прогулка по набережной в Барнауле» люди, у которых мы видим только силуэты, тем не менее отличаются друг от друга: на одном шляпа, на другом – шапка ушанка, третий сидит на лавочке, четвёртый вообще одет в белое, когда все остальные в чёрном. Глядя на эту работу, как будто наблюдаешь за прохожими на улице: они слишком далеко и не задерживаются в поле зрения достаточно долго, чтобы разглядеть лицо, но в то же время нельзя спутать одного с другим, все разные, все имеют какую-то индивидуальную черту, сразу бросающуюся в глаза.

Встречаются и более крупные изображения людей, однако, все они тоже предельно обобщены – по силуэту, одежде, движениям мы узнаем в них себя, своих друзей, знакомых, людей, которых мы только что, направляясь в музей, встретили на улице, как, например,  человека на картине «Выбрасывающий мусор», или видели вчера вечером по телевизору, как футболиста с мячом на картине «Аут».

Особенно много внимания Владимир Дайбов уделяет изображению неба — часто оно занимает большую часть пейзажа, и это делает его картины ещё более обобщенными. Особенно хорошо это заметно в работе «Сегодня за окном облака»: все, что мы видим, это облака на небе и электрический столб, но это именно то, что каждый может увидеть из своего окна сейчас и мог увидеть десять лет назад. Это то, что было везде и всегда, и именно это ощущение художник стремится вызвать у зрителя: глядя на его картины ты сначала вспоминаешь, что где-то такую сцену уже видел, а потом понимаешь, что что-то подобное ты наблюдал не раз, как видели это люди по всей стране до тебя и будут видеть ещё долго после. Так, как на картинах Дайбова, было и будет всегда, и именно ради этого ощущения, что ты заглядываешь в вечность и в то же время существуешь в ней, и стоит посетить выставку в «Эрарте», которая продлится  до 5 ноября.

_____________________________________________________________________________

Автор: © Ксения Хомякова

 

 

 

Метки: , ,
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>