Выставка «New York Minute» в Центре современной культуры «Гараж»
Полицейский автомобиль свешивается с потолка крышей вниз. Обычные резинки для волос и денег, увеличенные в десятки раз, вертикально растянуты метров на пять. Масштабное серебристое граффити занимает целую стену. В дальнем углу зала приютился вагончик, обклеенный изнутри грандиозным количеством хлама. В круглом павильоне танцуют огромные надувные фигуры с ярко-выраженными половыми органами. Посетители удивляются и восторгаются, недоумевают и размышляют, смущаются и негодуют. В «Гараже» в минувшую пятницу открылась выставка современных американских художников.
Из 60 авторов художниками в прямом смысле слова нельзя назвать и половину. Кто-то создает видеоинсталляции, кто-то фотографирует, кто-то шьет, кто-то выставляет объекты, найденные на свалке. Да и те, которые рисуют, стараются делать это необычно. Одни наносят на холст не масло, а жевательную резинку, у других вместо картин получаются горельефы, третьи при помощи кисти и красок создают диаграммы и графики. Номинальное деление присутствует – часть экспонатов следует относить к уличному панку, другую часть к буйной фигуративности, третью – к новой абстракции. Но разобраться в том, к какой группе относить, например, горящий стул не так-то просто – и это касается едва ли не каждой из работ.
Все это, собранное вместе, позволяет ощутить мгновение Нью-Йорка – во всяком случае, по мысли организаторов. Разглядывая экспонаты, пытаешься определить кардиограмму самой выставки – она ведь должна соответствовать кардиограмме культурной жизни Нью-Йорка. Констатируешь однообразный гул, в меру истеричный, в меру декадентский, но не звучащий надрывно, а, скорее, желающий надрывным казаться. Может, и впрямь мгновение Нью-Йорка звучит так же?
В представленных работах чувствуется какой-то протест, но протест все-таки инерционный – дело не в том, что авторы чем-то недовольны, дело в том, что искусство должно, по их мнению, быть протестным и нонконформистским. Это лет тридцать назад борьба за права секс-меньшинств была делом чести, а после свадьбы Элтона Джона привезенные группой Assume Vivid Astro Focus неприличные надувные куклы – развлечение для оказавшихся на New York Minute детей, не более. Еще чуднее полицейский автомобиль Спенсера Суини – с одной стороны шутка, с другой социально-острая. Но выбрать объектом насмешки полицейских очень просто – ну кто их любит, в самом-то деле? – и поэтому неинтересно. Время безграничной свободы, за которое американцы боролись в шестидесятых-восьмидесятых, уже наступило. У руля страны стоит афро-американец, гомосексуальные союзы узаконены на региональном уровне, даже граффити возведено в ранг искусства и выставляется в галереях.
Из всего сказанного становится понятно, что современные американские художники отстают от своего времени, что оперируют они понятиями уже неактуальными. Еще один пример – мода на изображение гениталий (туда же можно отнести рисование спермой и отпечатки ягодичных мышц на картоне) исчерпала себя году этак в 1995, но на выставке в «Гараже» процентов двадцать работ эксплуатируют эту животрепещущую тему.
Эту выставку было бы уместно привезти в Москву сразу после развала СССР. Показать вставшим на путь капитализма товарищам результаты своей борьбы за свободу. Продемонстрировать, что при демократии возможно все. А сейчас, когда в России есть арт-группа «Война», весь этот американский нонконформизм выглядит безобидной и совершенно необязательной шалостью.
Разумеется, New York Minute, подобно любой выставке такого масштаба, содержит в себе и ряд занимательных работ. Аарон Бондарофф предлагает посетителям ознакомиться с его биографией, напечатанной на сотне футболок. Роберт Лаззарини создает «образ жестокой силы» – острые гнутые ножи режут и протыкают друг друга. А в видеоинсталяции Кори Аркэнджел кошки бродят по клавишам пианино и невольно наигрывают Op. 11 Арнольда Шенберга. И хочется верить, что мгновение Нью-Йорка заключено именно в этих работах.
Благодарность блогу
Красота!