Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » Фестиваль перформанса

Фестиваль перформанса

04 Сен 2011

Этим летом в английском Манчестере проходил Manchester International Festival. Фестиваль включал в себя не только театральные представления, но и художественные выставки. Так в Manchester Art Gallery с 9 по 17 июля состоялась серия перформансов «11 rooms».

Пространство, как следует из названия, поделено на 11 комнат, в каждой из которых совершается некое действие (или бездействие), для коих и было изобретено слово «перформанс». В первой комнате за столом сидит афроамериканец, а на столе лежит предмет. Афроамериканец веселый, бодрый и приветливый и предлагает кому-нибудь из зрителей взять предмет и положить на его место еще что-нибудь. Есть ли в этом какой-нибудь глубокий смысл – вопрос, но смотреть забавно. Перед афроамериканцев то и дело обнаруживается какая-нибудь новая вещь – использованный билет на автобус сменяет зубная щетка, щетку меняют на шоколадку, а вместо шоколадки кладут два стебелька спаржи (тут надо пометить, что публика соответствует происходящему – например, у девушки в сумке безо всяких проблем могут вдруг обнаружиться два стебелька спаржи).

В соседней комнате – перформанс Джоан Джонас «Mirror check». Посреди комнаты в тридцати сантиметрах от зрителя стоит голая женщина и изучает свое тело с помощью зеркала. Рассматривает свою спину, подмышки, ступни и всякие другие недоступные невооруженному глазу места. После окончания процедуры девушка садится на стул, а место на сцене занимает другая девушка и процесс возобновляется…

Дальше – Сантьяго Серра «Veterans of the wars of Nothern Ireland, Afganistan and Iraq facing the corner». Название настолько полное, что и добавить нечего. Все так и есть: в дальнем углу комнаты стоит мужчиной спиной к зрителям. Люди заглядывают секунд на двадцать и идут дальше.

Далее Ann Lee. Девочка лет десяти-двенадцати представляется Энн Ли и странным как бы мистическим голосом рассказывает странные как бы мистические вещи. Представление укладывается минуты в четыре, а потом зрителей выпускают и заходят новые. The end.

В другой комнате развешены распечатки переписки художника Джона Балдессари и руководства Manchester International Festival. Из-за бюрократических проволочек Джону не удалось получить разрешение на проведение перформанса, и тогда было решено вместо перформанса показать зрителям переписку между художником и злобными бюрократами.

Следующее помещение назвать комнатой не поворачивается язык – это пространство по площади соответствующее комнате, но высотой не превышающее тридцати сантиметров. Войти внутрь нельзя, но можно лечь на пол и подглядеть. Там горит лампа и в позе эмбриона лежит женщина. Так как смотреть на это дело неудобно, то зрителю достаточно пары секунд, чтобы разобраться, в чем дело, и он может без зазрения совести идти дальше.

А дальше – Revolving Door. Несколько артистов становятся в ряд плечом к плечу, занимая пространство от одной стены до другой. Запускают зрителей, затем артисты начинают двигаться, описывая в квадрате комнаты круг. Так двигалась бы стрелка часов, будь она длиной не в полдиаметра, а в целый. Зрителям соответственно постоянно приходится двигаться – если по углам комнаты еще можно сохраниться и не врезаться в артистов, то в центре, где они занимают своими телами все пространство от стены до стены, стоять нельзя – задавят, не поморщившись.

В следующей комнате полумрак. В центре установлена большая двуспальная кровать, на ней мужчина, укрытый одеялом до пояса. Он с выражением (и с видимым удовольствием) читает книгу порнографического содержания и если не мастурбирует под одеялом, то явно поглаживает себя и ласкает. Почтенные англичанки кривятся от отвращения, остальным – скучно.

Дальше «What Manchester does today, the rest of the world does tomorrow». Стоит пианино, зрителей рассаживают по скамейкам, пианино начинает играть. Само. Все без участия человека – клавиши нажимаются сами. Вот такой вот феномен, как бы говорят нам организаторы.

А вот ради следующей комнаты, кажется, все эти люди сюда и пришли. Большими буквами «Marina Abramovic». Буквами поменьше «Luminosity». Как я выяснил позже, это «re-performed», то есть повторение показанного когда-то самой Абрамович представления. Нынче и актриса другая (сама Абрамович в финале вчерашнего «The life and death of Marina Abramovic» прощалась со своим бурным прошлым словами «I say goodbay to tears»), и эффект не тот. А смысл в том, что голая девушка сидит на велосипедной седушке в паре метров над землей. Название связано с тем, что на нее светит мощный прожектор, она как бы плывет в облаке света (неточная цитата из путеводителя). От имени Абрамович, конечно, ждешь большего, но что есть, то есть.

Посреди финальной одиннадцатой комнаты стоит девушка. Стоит она в необычной позе – так как будто падает. Она касается пола ступнями и кончиками волос. Помню, в «Европейском» недавно для рекламы каких-то кроссовок ставили ребят в подобную позу. Видите, как получается – с помощью одного и того же приема можно и кроссовки рекламировать и погружать зрителя в пространство остановившегося момента…

Метки: , , , ,
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>