Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » ПОРОЧНАЯ СТРАСТЬ / ARBITRAGE

ПОРОЧНАЯ СТРАСТЬ / ARBITRAGE

06 Окт 2012

Фильм показался мне интересным и неоднозначным.

Казалось бы, главный герой – везунчик: у него есть счастливая семья, красивая молодая любовница, уверенно стоящие на ногах дети, любящая жена и очень успешный бизнес… Но представления стороннего наблюдателя часто оказываются довольно поверхностными, даже обманчивыми и далёкими от реальности.

Бизнес уже давно не так успешен и приходится прилагать не мало усилий, чтобы «держать хорошую мину». Семейные отношения, скорее, сводятся к условным договорённостям невмешательства в частную жизнь другого. Дорожная авария, из которой герой выходит с небольшими травмами, оказывается летальной для его любовницы и становится серьёзным испытанием, ставящим на карту практически всю его уцелевшую жизнь. Посадят ли героя в тюрьму за непредумышленное убийство, если его личность станет известна общественности? В случае огласки, окажется ли возможной продажа компании, от которой зависят судьбы многих служащих, – ведь уже ведутся непростые и важные переговоры? Сдаст ли героя чернокожий сын его водителя, помогший скрыться с места преступления, если его запугают приговором в 10 лет? Постоянно возникающие новые обстоятельства и задачи держат зрителя в напряжении весь фильм.

Герою Ричарда Гира приходится проявлять свои лучшие качества, быть точным игроком, а также тонким и мудрым психологом, чтобы справиться со всеми, казалось бы, провальными перипетиями. Когда многое уже позади и опасные лабиринты пройдены, судьба наносит самый неожиданный удар. Можно сказать, удар со спины: пока герой решал свои проблемы, его жена решала свои… Хотя проблемы жены, на самом деле, и его проблемы – ведь они касаются их дочери, для которой неожиданно открывшиеся неизбежные махинации отцовского бизнеса стали серьёзной психологической травмой.
И вот перед нами отнюдь не положительный герой  (тот самый, который вначале казался везунчиком): мошенник и невольный убийца. Но он вызывает неизменную симпатию и расположение. Многогранная актёрская игра Ричарда Гира, как всегда, великолепна.

Автор (с)  Маргарита Небылицкая

«Адаптирование» названий иностранных картин, выходящих в российский прокат, уже не раз приводило меня в недоумение. Чем прокатчикам не понравился «Арбитраж», отсылающий зрителя сразу к нескольким смысловым пластам фильма, для меня загадка. Как загадкой остаётся и предложенное название – «Порочная страсть», имеющее не только весьма сомнительное отношение и к сути картины, и к её сюжету, но и способное дезориентировать неискушённого зрителя.

Довольно сложно ответить на вопрос, о чём фильм. И эта сложность – хороший показатель. «Порочная страсть» оказывается сразу об очень многом, но если попытаться схватить самую суть, то, пожалуй, я бы сказала, что он об отношениях. Об отношениях человека с самим собой, об ответственности перед коллегами и случайными знакомыми, о деловой бизнес-хватке, о неизбежных причинно-следственных связях, о порождающих паутину лжи, сложностей и сомнительных компромиссов «случайностях», о родстве, супружеском и родительском долге, о воспитании детей… но больше, оказывается, о партнёрстве и соседстве в этом «холодном мире», в котором главному герою, как и многим другим, приходится на склоне лет, когда ветра ощущаются всё сильнее, а пороки будоражат всё меньше, «одеться потеплее».

Миллер – герой Ричарда Гира – человек терзающийся. В классическом смысле положительным персонажем назвать его сложно, но в его мечущейся противоречивости, отчаянном напряжении и чуть тёплой усталости чувствуется искренность, а это вызывает доверие. Мне кажется, у Гира довольно много удачных ролей, но такого удовольствия от точной, горьковато пронзительной актёрской игры, балансирующей на грани травмирующей драмы и житейской трагедии, я не получала давно. Нельзя не отметить и внимательно-сосредоточенную, но при этом сохраняющую тепло щедрой женственности Сьюзен Сарадон (снова супруга, как в блистательной картине «Давайте потанцуем»), и настойчиво-въедливого Тима Рота, знающего правду, но не находящего достаточно пазлов, чтобы предъявить её окружающим.

Все совершают ошибки. Ошибки в личной жизни, ошибки в карьере, ошибки в выборе тех или иных слов, жестов, действий, мыслей, в конце концов. И эти ошибки, серьёзные и не очень, не проходят бесследно. Любой бизнес – это риск, в котором бывают удачные сделки, а бывают просчёты, и чем крупнее бизнес, чем серьёзнее игра, тем большие потери влекут за собой неверные шаги – касается ли то финансовых потерь, или благополучия других людей.

В мире больших денег и пророчески иллюзорных не менее больших возможностей часто власть имущий оказывается в ловушке, по условиям которой, как он ни поступи – и так, и этак, страдают люди. Страдают близкие или едва знакомые, богатые или бедные, влиятельные или беззащитные, но у каждого из них своя жизнь, свои представления о ней, свои планы на неё и свои интересы. Каждый совершает свой выбор, и свободен в нём ровно настолько, насколько может это себе позволить…но страдание тем активнее не пропускает мимо, чем активнее его жаждут обойти.

В целом, порядочному человеку свойственно желание не оказываться ни жертвой, ни палачом. Соблюсти же баланс, при котором и волки сыты, и овцы целы – порой почти невозможно. И это «почти» снова вынуждает делать ставки и идти на риск, даже при удачном исходе которого едва ли возможно что-то исправить. За всё приходится платить. И в этом случае речь, конечно, уже не идёт о победе – заранее легко можно констатировать фиаско – у героя нет шанса выиграть, но есть возможность достойно продержаться и выдержать. Парадокс, но зачастую в неидеального героя веришь больше….

«Порочную страсть» уверенно можно назвать психологическим триллером с высоким процентным содержанием личной драмы. Нельзя сказать, чтобы сюжет развивался стремительно, но он держит нас в напряжении, скорее, благодаря тому, КАК развивается, а НЕ К ЧЕМУ ВЕДЁТ. Точная операторская работа поддерживает чувственную эмоциональность и вызывает странное ощущение призрачной, но мудрой и зрелой ностальгии… Ностальгии по какой-то совсем другой жизни, хотя в этой, проживаемой, герою по-настоящему едва ли чего-то жаль – он слишком ею увлечён, или, может быть, правильнее было бы сказать – слишком вовлечён в неё. Здесь нет раскаяния, но движимый инерцией азарт всё же отдаёт разочарованием и сожалением…

Тревожное приключение кажется слегка затянувшимся, а порой и утомительным. Но Миллер хорошо знает правила и он не подведёт и дойдёт до конца, используя все возможности. И как бы ни просила и ни соблазняла сюжетная линия, в пластике кадра не найдётся места ни мелодраме, ни романтике. Преобладающая коричневато-бежевато-сероватая цветовая гамма настраивает нас на отстранённую созерцательность, которую, кажется, временами готов разделить и сам герой… Или Ричард Гир, на мгновение выходящий из так плотно прилегающей к нему роли?

Автор (с) Яна Фельвитская


Производство: США, 2012

Продолжительность: 107 мин

Режиссёр: Николас Джареки

В ролях: Ричард Гир, Сьюзен Сарадон, Тим Рот, Брит Марлинг, Летиция Каста и др.

 

Метки:
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>