Информационное агентство
Home » Синема » ПОСЛЕ ЛЮБВИ /À PERDRE LA RAISON/

ПОСЛЕ ЛЮБВИ /À PERDRE LA RAISON/

09 Фев 2013

В День всех влюбленных, 14 февраля, на экраны выходит фильм «После любви» бельгийского режиссера Йоахима Лафосса, чьи работы регулярно принимают участие в самых престижных кинофестивалях мира. Кинокритики не обошли своим вниманием новую картину Лафосса: она номинирована на премию «Оскар», отмечена премией BAFTA, Гран-при жюри Каннского МКФ, девятью премиями «Сезар», премией Европейской киноакадемии и другими наградами.

Праздничное кино?

Однако, стоит ли идти в честь праздника со своей второй половиной на этот фильм? Безусловно, авторитет кинокритиков и множество наград наводят на мысль, что посмотреть картину стоит. Может быть, и в день премьеры. Только сначала давайте разберемся, что это за драма, без привычных для Дня святого Валентина мелодрамы и комедии.

Кинокритики за попсовый (в хорошем смысле слова), легкий и приятный фильм столько «регалий» не выдают. Сюжет «После любви» тоже далек от привычных канонических любовных историй. Так чего ожидать от картины?

Сюжет

Если попытаться кратко и без спойлеров рассказать, о чем фильм, то получится примерно следующее: Андрэ (Нильс Ареструп), бельгийский врач, привозит к себе на родину марокканского мальчика и воспитывает его как собственного сына. Мунир (Тахар Рахим) вырастает, влюбляется в молодую учительницу Мюрьель (Эмили Декьенн). Они женятся, появляются дети… Андрэ помогает приемному сыну устроиться на работу, покупает им большой дом, ухаживает за детьми, оставаясь вместе с молодой семьей.

После любви, перед трагедией

«После любви» почти сразу раскрывает перед зрителем карты. Первые кадры, которые он видит, – больничная палата, измученная, с опухшими от слез и бессонницы глазами, почти невменяемая от горя женщина, обескураженный молодой мужчина и утешающий его старик-отец – похожи безапелляционное заявление: ничего хорошего не ждите! Трагедия уже произошла. Теперь, на протяжении всего фильма, напряжение нарастает не только среди героев, но и в зрительном зале. Что могло привести к столь страшному финалу в лучших традициях древнегреческой трагедии? Конечно, каждый начинает проматывать в голове варианты, внутренне готовится к чему-то страшному…

Кадры сменяются на «беззаботные несколько лет назад». Молодая и прекрасная Мюрьель сияет от счастья – в ней почти невозможно узнать ту женщину из больницы. У неё бурный роман с Муниром, они готовятся пожениться. Как эти радостные и беззаботные влюбленные окажутся ТАМ и ТАКИМИ через несколько лет?

Доктор Андрэ рад за своего воспитанника и, кажется, готов сделать всё для удобства и счастья молодых. Кроме, пожалуй, одного – отпустить… Молодая семья оказывается под удушающей опекой доктора. Эмоциональная обстановка в семье накаляется – Мюрьель ощущает себя заложницей «золотой клетки», любовно сооруженной доктором.

Напряжение нарастает постепенно. На экране, будто, не происходит ничего сверхъестественного, никаких сцен, достойных триллера или фильма ужасов, никаких громких скандалов и так далее. Только всё время грызет и давит какое-то неясное ощущение надвигающейся катастрофы.

Сначала в семье постепенно исчезает любовь: отношения между Мюрьель и Муниром начинают напоминать договор об общей опеке над детьми и установкой выглядеть благопристойно со стороны. Мир вокруг Мюрьель сжимается и начинает её душить… И, пусть всё формально в порядке, на молодую женщину сваливается одиночество, непомерное психологическое и физическое напряжение, связанное с заботой о 4 малышах, уходом за домом и мужем. Женщина боится не справиться с обязанностями, которые навалились на неё одну, ощущает свою беспомощность, мучается от тревоги за детей. Муж её больше не понимает, друзей и родных не осталось.

Кто виноват? Неужели «третий лишний» – благородный старый доктор? Но он помогает поддерживать «порядок» и благообразие, ведет себя безупречно и непогрешимо, альтруизм его не знает границ. Он хороший человек, Мунир не может, просто не имеет права его бросить – слишком многим они с Мюрьель ему обязаны, им не уйти.

Постепенно психологическая драма близится к развязке. Если раньше Мюрьель пыталась бороться, то постепенно в её жизни остается только беспросветный страх, мучительное осознание собственного одиночества и беспомощности и успокоительные. Она перестает бороться и решает закончить всё и сразу…

Развязка этой напряженной психологической драмы заставляет содрогнуться даже самых уравновешенных людей. Нет, зритель не видит крови – никакого беспощадного натурализма. Просто мучает вопрос: как такая, на первый взгляд, счастливая жизнь могла свести с ума женщину и совершить нечто выходящее за рамки всех норм человечности и морали? Почему никто не заметил её постепенного помешательства? Эта картина заставляет задуматься, во что превращает людей жизнь без любви, после любви… и почему, несмотря ни на что, нужно строить свою семью без посторонних, пусть даже имеющих самые благие намерения – всем известно, куда они прокладывают путь.

Вердикт

Если у вас есть желание посмотреть качественную психологическую драму, если вы фанат подобных фильмов или лично Лафосса – идите смело. Но если вы хотите устроить с любимым человеком совместный поход в кино и романтический вечер, выберите что-нибудь другое. Этот фильм вызывает огромное эмоциональное напряжение, буквально вводит в состояние кататонии, заставляет надолго «загрузиться» вечными вопросами… После вам точно будет не до романтики.


Автор: © Выговская Анастасия

 

Производство: Бельгия, Люксембург, Франция, Швейцария, 2012
Продолжительность: 114мин.
Режиссер: Лоаким Лафосс
В ролях: Нильс Ареструп, Тахар Рахим, Эмили Декьенн, Стефан Биссо и др.

Премьера (мир): 22 мая 2012
Премьера (РФ): 14 февраля 2013

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>