Если можно собрать все наши стереотипные представления о Японии в один фильм, сделать из него историческую мелодраму с элементами боевых искусств и неожиданным юморным сюжетным поворотом в финале, все это снять красиво и смонтировать неспешно, то вы получите представление о фильме, который открывал фестиваль японского кино в кинотеатре 35 mm
Японские дома, с раздвижными дверцами; быт и уклад, с неизменными поклонами и разговорами на коленках; кимоно, потрясающе красивые; зонтики даже в снег; причудливая обувь; фехтование на палках, и, конечно, традиция любоваться цветущей сакурой в саду.
Сюжет можно описать, как довольно примитивный: Ито – девушка из небедной семьи придворного сановника фехтует лучше многих юношей. В одном из боев ее пронзает стрела Амура.
Но она уже невеста другого, да и приглянувшийся юноша Магосиро Эгути скоро объявит о помолвке. Он третий сын простого самурая, что означает – беден, и выгодная женитьба вмиг возносит его по ступени социальной лестницы довольно высоко – в ученики придворного церемониймейстера. Но карьера не заладилась по вине всегда существующих злопыхателей. Совершив проступок в церемониале, Магосиро кончает жизнь самоубийством, а узнав об этом, влюбленная Ито докапывается до истины и наказывает обидчика, разрубив при этом в неравном бою троих взрослых воинов.
Вот такая история. На первый взгляд.
А на второй, эта история довольно поучительна и предназначена скорее для девушек, которых воспитывают в строгости и традициях подчинения выбору родителей. Шаг за шагом, не спеша, нам рассказывают и показывают, что не все то золото, что блестит (юноша-то звезд с неба не хватал и учеба при дворе давалась ему нелегко). Что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд: ужасное впечатление, которое производит на нашу героиню выбранный родителями жених в первые минуты и ее добровольное семенение за ним в финале – тому подтверждение.
Наградил таким талантом фехтования Ито родитель – причина банальна, у него не было сына, а лишь единственная дочь. Он же выбрал ей будущего мужа, которому помогал оплачивать учебу в ближайшей столице. Отец, заметив интерес дочери к юноше-фехтовальщику Магосиро Эгути, говорит очень короткую фразу: «Вам не надо больше видеться». Всё. Никакого протеста девушка и не помышляла. Но контраст ее воспоминаний о единственном бое с третьим сыном обычного самурая и находящемся рядом женихом, не симпатичном, постоянно жующем, много смеющемся и лишенном манер, конечно разителен. Девушку должно быть жалко. Жених кажется противным, а юноша недосягаемым: пара взглядов издалека. Но вот и неизменным злодей: оказывается знатная супруга и до свадьбы гуляла (ходят такие разговоры) и продолжает гулять, в тайне от мужа, с влиятельным придворным сановником. Вот последний-то как раз и подставляет молодого парня, доведя его до самоубийства.
Что, возможно, будет любопытно, для знакомства с японскими традициями и обычаями (хоть я очень сильно сомневаюсь, что они в современной Японии продолжают быть) – это мало слов и много «мыслей». Если отец говорит, то очень коротко, как уже о чем-то заведомо обдуманном и решенном раз и навсегда. Как и в традиции созерцать цветущие деревья, так и во всем другом, переживания скрыты глубоко внутри, и чтобы догадаться о мыслях дочери, надо заметить малейшие нюансы в ее поведении или выражении лица.
Очень четко расставлены акценты на том, «кто в доме хозяин». Очень много крупных планов, которые должны показать «душевные терзания» героини. И сюжетный поворот – неожиданно мудрые поступки жениха в финале. После смерти юноши Магосиро, о которой коротко за обедом сообщает Ито отец, она просит своего жениха помочь выяснить правду. И тот, как ни странно, оказывается не таким уж олухом: расспрашивая и разведывая, он шаг за шагом выясняет кто и как стал причиной гибели молодого ученика церемониймейстера. И спокойно (вот уж странно для нас, европейцев!) провожает свою невесту на бой с обидчиком. Он позволяет своей невесте всех победить, потом провожает ее раненую огородами домой и скрывает следы произошедшей битвы. Лишь единожды позволив себе вопрос: что у нее было с юношей-Магосиро-третьим сыном простого самурая, и получив ответ: «Только один бой» жених появляется в нужный момент в цветущем саду. И благодарная невеста, и за помощь в поисках, и за помощь после боя, и за то, что он, оказывается, также любит любоваться цветущей сакурой - будто видит жениха другими глазами. Сраженная, она семенит за ним, чтобы навсегда стать верной женой и матерью. Финальный закадровый текст подтверждает это: весь фильм оказывается историей, которую рассказывает бабушка своим внукам. Про деда и себя в молодости. И снова цветет сакура.
© Анастасия Вильчи
После сезона цветов
Hana no ato
Режиссер:
В ролях:
Япония, 2010, 107 мин.