Герой «Последнего этажа» – армейский капитан, обыкновенный военный со всеми присущими этому явлению качествами: туповатый, жесткий и склонный к жестокости, детей и жену вроде любит, но воспитывает в «строгости» и готовит защищаться, хотя и непонятно, от кого, но для военных не существует такого вопроса – всегда кругом враги, в особенности, разумеется, жиды и пидарасы, поэтому надо тренироваться, закаляться, упражняться и проходить в противогазах через импровизированные штурмовые полосы из домашней мебели. Но обнаружив в своей части махинации в связи с давней сдачей полигона в аренду для киносъемок, капитан становится изгоем, с ним не продлевают контракт и вынуждают ехать в глухомань, пугают потерей пенсии и квартиры. Плюс к тому возвращается спустя пятнадцать лет прежний сожитель его жены, отец старшей дочери-подростка, и заявляет на дочь права.
У капитана едет крыша (вероятно, тут можно поиграть с названием картины, хотя их квартира и буквально располагается на последнем этаже), он перестает отпускать в школу маленьких сыновей, потом и дочь, жену бьет и не вызывает к больной врача, сам ходит за продуктами и пытается доказать факт махинаций вокруг полигона, а также голыми руками убивает бывшего парня своей жены, по-человечески же общается только с молодым священником, считая его своим единомышленником, однако именно священник, увидев обстановку в забаррикадированной квартире, приводит туда спецназ. Если в этой истории и есть что-то чисто польское, то образ ксендза, в остальном события, показанные без доли юмора или гротеска и абсолютно достоверные в бытовом плане, могли случиться где угодно – но не везде стали бы достоянием гласности и тем более предметом для художественного анализа посредством кино, с одной стороны, с другой, наверное, неоднозначность характера главного героя придает, в общем, довольно средней работе некоторую значительность.
Пьяница-солдафон, терроризирующий близких и окружающих, не просыхающий под включенные на полную катушку военные марши и обвиняющий в собственных неудачах американцев, евреев, гомосексуалистов и, заодно, естественно, русских (не только падчерице запрещает читать девчачьи журналы с советами насчет свиданий, но и маленьким сыновьям не разрешает смотреть «Ну погоди», считая мультик содержащим вредную информацию для детей, в частности, пропагандирующим суицид – ну этот момент прямо как будто списан из российских, а не польских новостей) – такое существо очень легко объявить исчадием ада, ну в лучшем случае жертвой порочной системы. Но в отличие от персонажа Роберта де Ниро в «Знакомстве с родителями», военно-патриотическая паранойя польского капитана лишена комичной нелепости, и важная деталь, он ведь не просто чист в своих убеждениях, но и страдает, фактически, за правду, стремясь разоблачить своих же товарищей по армии, то есть идет против системы как герой-одиночка, и это придает его образу трагическое измерение. Тем более, что убитый своими же военными, чтоб не копался в грязных делишках, он был объявлен самоубийцей, жена его, лишенная медицинской помощи, умирает от болезни в запертой квартире, судьба детей не проговаривается, но вряд ли можно предположить лучшее.
Автор: © Вячеслав Шадронов
Производство: Польша, 2013
Жанр: драма
Продолжительность: 84 мин.
Режиссер: Тадеуш Кроль
Сценарий: Тадеуш Кроль
Оператор: Томаш Аугустынек
В ролях: Януш Хабёр, Иоанна Орлеанская, Пшемислав Блущ, Александра Поплавская, Марек Калита