Информационное агентство
Home » Синема » Гражданин поэт. Прогон года

Гражданин поэт. Прогон года

27 мая 2012

Быков, Ефремов, Васильев – за последний год эти фамилии иначе, как в триединстве и не произносились. Один прекрасно пишет на злободневные темы в стиле великих классиков; другой прекрасно читает его стихи в образе великих классиков; третий отлично всем руководит в образе Васильева. Вера Кричевская предлагает стандартный для документального фильма формат: интервью с участниками проекта, интервью с их родителями, интервью с Прохоровым (тут вообще все просто, он спонсировал проект), слегка приправленные сценами репетиций и гастрольных поездок. «Ребят, а маслом творческим смазать, а?» – вопрошает во время одной из репетиций Ефремов, и зритель сидит в зале и задает себе вопрос, а действительно, где масло-то, где сам процесс?

После первых 10-ти минут становится ясно, что фильм Веры Кричевской не о творчестве, а о чем-то другом. Режиссер делает фокус на то, что протестовать – это можно, быть услышанным – хорошо, а не бояться «людей сверху» – совсем мастерство. Фильм раскрывает перед нами все, что волнует Кричевскую не как режиссера, а как человека, который неравнодушен к судьбам страны. Во-первых, это треволнения по поводу свободы выражения гражданской позиции, в качестве иллюстрации на экране кадры с одного из митингов, где Быков стоит с плакатом про крысу, которую тошнит. Во-вторых, цензура: здесь перед нами задетый режиссер сама выходит в кадр, из-за конфликта с руководством «Дождя» из-за одного из выпусков. В-третьих, проблема о реакции «сверху» – это, пожалуй, самый насыщенный и неоднозначный вопрос. У всех абсолютно разная реакция на причины ухода с «Дождя» и причины приглашения в гости к Путину. Ефремов дает интервью дома, вокруг бегают дети, он уверяет, что не ожидал такого успеха. Да и вообще он по сути «шут» – народ развлекает. И что там кому не понравилось, не знает. Быков сидит в своем кабинете, курит и много улыбается. «А что? Мы же выходим в интернете, там запретов нет. Если будут, пойдем на кухни». Васильев говорит больше всех. Он «серый кардинал», большущий массив, толкающий все вперед. Основной сюжет и построен вокруг Андрея Васильева, как человека всемогущего уверенного в себе и ни в чем, по сути, не нуждающегося. Да и режиссер Кричевская не отстает, то и дело, появляясь в кадре и задавая «неудобные» вопросы. И все вроде бы отвечают, но так витиевато и хорошо, что ответа собственно и нет.

Из почти 120 минут фильма, 100 о том, что у нас все плохо. И Путин не тот, и страна функционирует не так, и цензуры нет, а все «гласу народа» запрещают. И вообще, учитывая столь большую откровенность Васильева, у зрителя складывается впечатление, что он многого не знает, а перед ним раз и черную занавесочку отодвигают – «мол, смотри». Но в силу того, что опять «отодвигают», а полностью посвятить во все не могут или не хотят эффект полного погружения в картину не может быть достигнут. Из положительного, стоит обратить внимание на те минут 20, которые посвящены закулисью театра и прекрасному духу репетиций. Они настолько прекрасны, что ты готов и о Путине послушать и про плохую страну потерпеть.


Автор: © Анастасия Мориц

 

Производство: Россия, 2012
Жанр: документальный
Продолжительность: 110 мин.
Режиссер: Вера Кричевская

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>