Информационное агентство
Home » Синема » Пока ты спишь

Пока ты спишь

21 Авг 2011

Ловушка /The Resident/

vs

Спящая красавица /Sleeping Beauty/

Девушка выпивает какую-то жидкость, ложится на кровать и засыпает мертвецким сном. Чуть погодя, в комнату заходит мужчина. Он раздевается, откидывает покрывало, ложится рядом с девушкой. Следующие его действия исчерпываются словом порнография – обойдемся без подробностей. Пресытившись, мужчина уходит, девушка же просыпается через несколько часов – она ничего не помнит, но чувствует себя неважно.

Штука в том, что вокруг этой сцены строются сюжеты сразу двух фильмов, запускаемых в прокат на этой неделе. В «Ловушке» девушка-врач снимает квартиру в Бруклине у застенчивого бородача. На деле бородач окажется сексуальным маньяком, половым извращенцем и кем только не – и будет подсыпать жилице снотворного, чтобы ночами грязно с ней развлекаться. В «Спящей красавице» австралийская студентка, пытаясь спасти своего любимого от страшной болезни, пойдет в элитный бордель. Там ей предложат работу экстра-класса – ее будут поить снотворным, а клиент получит возможность делать с ней все, что взбредет в его больную голову. И Джулии из «Ловушки», и Люси из «Спящей красавицы» в какой-то момент станет чрезвычайно любопытно, что же все-таки происходит с ними в часы отдыха, – в обоих случаях правда окажется, мягко говоря, неприятной…

Этот разговор обретает смысл оттого, что перед нами – самый лучший и самый худший релиз этого прокатной недели (а, откровенно говоря, всего прокатного года). Выбор темы, как мы видим, не влияет на качество картины. Что же тогда влияет? Почему один фильм хороший, а другой – плохой?

Что делает Антти Йокинен в «Ловушке»? Он берет классическую схему «маньяк-жертва = домовладелец-жилица» и выстраивает на ней стандартную жанровую историю. Сюжет наполняется шпионством, слежкой, элементами вуайеризма, визуальный ряд строится на готичной обстановке жилища (мощные занавески, высоченные потолки и впечатляющая кровать прилагаются), за кадром звучит тревожная музыка, а в финале нас поджидает погоня вдоль межквартирных коммуникаций, пара трупов и стрельба гвоздями из пневмомолотка. Это плохо хотя бы потому, что уже было – и по-моему от всякого, кому придет в голову снимать такие фильмы после Хичкока, продюсеры должны требовать ответа на вопрос «Зачем?» Антти Йокинен мало того, что не ищет новых путей, он даже не может уверенно идти по старым. «Ловушка» временами превращается в какую-то нелепицу – ничто так не веселит зрителя, как нестрашные ужасы.

Неуспех «Ловушки» становится куда очевиднее на фоне потрясающего режиссерского дебюта Джулии Ли. Протеже Джейн Кэмпион – автора «Пианино» – не могла себе позволить скатиться на рельсы жанра и сняла не триллер и даже не драму, а своего рода эротический эксперимент. Вполне вероятно, что широкий зритель встретит фильм прохладно, что, впрочем, не отменяет его безупречной смелости и новаторства. Сюжет «Красавицы» настолько своеобразен, что привести какие бы то ни было аналогии практически не возможно. История извивается, изворачивается наподобии ленты Мебиуса – нить повествования постоянно выскальзывает из ваших рук, и вы никак не сможете предугать финал картины. Фантазия Джулии Ли ничем не скована, никакими общепринятыми штапмами и рамками. Самое наглядное доказательство таково: что вы ждете от фильма про проститутку? Ответ очевиден – секса, сисек и эротики. Но в «Спящей красавице» нет ни одной сексуальной сцены, ни одного поцелуя, все манипуляции клиентов с телом Люси глубоко асексуальны, а грудь у актрисы Эмили Браунинг едва ли не плоская. И это лишь первая из неожиданностей, которая ожидает вас во время просмотра.

Многие не согласятся с возможностью проводить параллели между коммерческим триллером и артхаусной драмой – но я лишь хочу сказать, что одну и ту же сцену (сейчас предлагается перечитать первый абзац) можно снять так, что зритель выбежит из зала посреди фильма, а можно так, что во время титров все будут сидеть, силясь понять, что же это им только что показали. В очередной раз хочется подчеркнуть – главное, не ЧТО вы делаете, главное, КАК вы это делаете. Любая, пусть даже самая спорная попытка сделать иначе, обязательно будет поддержана и одобрена. В то время как топтание на месте не вызывает ни сочувствия, ни любопытства – одно только пустое раздражение…


Автор: © Айнеж Вихарев

 

Л О В У Ш К А

Производство: США, Великобритания, 2010
Жанр: триллер, драма
Продолжительность: 91 мин
Режиссер: Антти Джокинен
Сценарий: Антти Джокинен, Роберт Орр
Оператор: Гильермо Наварро

В ролях: Хилари Суэнк, Джеффри Дин Морган, Ли Пейс, Кристофер Ли, Онжаню Эллис, Шон Розалес, Дебора Мартинез, Шила Айви, Трейстер, Майкл Шауэрс, Нана Визитор

Премьера (мир): 3 ноября 2010
Премьера (РФ): 25 августа 2011

 

С П Я Щ А Я   К Р А С А В И Ц А

Производство: Австралия, 2011
Жанр: драма
Продолжительность: 104 мин
Режиссер: Джулия Ли
Сценарий: Джулия Ли
Оператор: Джефри Симпсон

В ролях: Эмили Браунинг, Рэйчел Блейк, Ивен Лесли, Питер Кэрролл, Крис Хейвуд, Хью Кияс-Берн, Бриджитт Баррет

Премьера (мир): 11 мая 2011
Премьера (РФ): 25 августа 2011

 

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>