Информационное агентство
Home » Скена » «Шахматы шута» на сцене «Театра без вывески»

«Шахматы шута» на сцене «Театра без вывески»

30 Окт 2009

Может ли один человек быть ответственен за счастье каждого? По силам ли простому смертному поднять ту ношу, перед которой пасует сам Господь, оставляя достижение этого самого счастья нашей личной заботой. А всеобщая гармония? Достижима ли она, да и возможно ли такое вообще? Едва ли можно дать утвердительный ответ на эти вопросы. Однако, никогда не говори «никогда».

Своеобразной попыткой поиска этого ответа, осмыслением счастья и гармонии в жизни человека, а главное пути их достижения, стала пьеса Барнаульского драматурга-психолога Александра Строганова «Шахматы шута». Создатель метода «эпической терапии», доцент кафедры психиатрии Алтайского государственного медицинского университета своим «приёмным кабинетом» на этот раз выбрал театр «Без вывески». Для Строганова это не первый опыт сотрудничества с театром. В 2002 году здесь же была поставлена его «Орнитология» – немного странная и жутковатая, на первый взгляд, и явно позитивная при более тщательном анализе пьеса.

Собственно, двойственность свойственна всем творениям автора, и «Шахматы шута» не исключение. Интрига начинается уже в названии. Шахматы – априори игра логики, ума и рассудка в данном случае отдана в руки паяца. Зачем? Очень просто: для нарушения правил, а вернее для полного их игнорирования. Как известно, шуту дозволено всё. Значит, в его шахматах пешка может ходить на любую клетку, а то и вовсе стать какой угодно фигурой. Однако название не основной парадокс пьесы. Вся она является своеобразным оксюмороном и соединяет несоединимое: высокие идеалы и убогие пути их достижения, стремление к мировой гармонии и неспособность создать её даже в рамках своей семьи. В общем-то, это и есть то самое нарушение правил: достигать цель, отдаляясь от неё.

Для Мики (Михаил Кувшинов) достижение общечеловеческой гармонии стало смыслом жизни. В этом он чем-то напоминает горьковского Данко: те же благородные порывы, та же забота о людях. Однако как странен путь, который он себе выбрал. В качестве «испытательного полигона» Мика использует кубики, которые и клетки, и фигуры одновременно. Кроме этого, каждый кубик – это индивидуальность. Если будет найдена композиция, при которой никто не будет угрожать другому, а следовательно, не сможет поставить мат – это и станет формулой абсолютной гармонии. Однако, посвятив себя поискам, он не видит, что сам на грани проигрыша. А достучаться до него не может даже его жена Изольда (Мария Понкратова).

Эндшпиль пьесы ещё более туманен. Внезапный happy end только добавляет новых вопросов. Преобразившиеся, красивые герои танцуют и говорят о возвышенном, но… Пять минут назад их мир был совершенно другим. Куда делся он? А может, они всё ещё в нём? Может быть, это именно он стучит к ним дверь? Пьеса-вопрос, пьеса-сомнение, пьеса-парадокс.

Для меня «Шахматы» Строганова стали очередным подтверждением бессмысленности желания счастья для всех и гармонии во всём. Может, строительство Рая на земле логичнее начать со своей жизни? В любом случае, стратегию для своей игры выбирать нам самим.

Автор: © Дмитрий Кузьмичев

 


 

Автор: Александр Строганов
Режиссер: Мария Дроздова
Роли исполняют: Михаил Кувшинов, Мария Понкратова, Алла Алексеева, Геннадий Можаев, Татьяна Ребова и др.

Премьера состоялась 24 октября 2009 года.

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>