Информационное агентство
Home » Скена » «Сказки» Театра на Таганке

«Сказки» Театра на Таганке

23 Апр 2009

«Мы великие таланты, но понятны и просты» или «Интересная закорючка» в честь юбилея.

…зал перед началом спектакля – всегда Событие. Отдельное и важное. Как и Закулисье. И там, и тут совершено по-разному, но идет настрой: зрителя на спектакль, актеров на зрителя, всех занятых в театральном таинстве на совместную работу, из которой родится это Событие. А оно всегда рождается. И всегда оно единственно и неповторимо в своем роде. Нравится оно или нет каждому конкретному зрителю – это другой вопрос. Но, как говорит Юрий Петрович Любимов, и зритель у нас разный: есть «наш», а есть «командировочный». Да и театр – не пряник. И пряники – не всем по вкусу.

Но вернусь в зал Таганки 24 апреля. 7 ряд партера. Столик с микрофоном и разноцветными кнопками. В зал, полный гулом голосов, входит Юрий Петрович. Два слова благодарности друзьям Таганки за то, что пришли на юбилей, и вот он уже на своем привычном месте, свет погас, лампа включена, в руке – легендарный фонарик. Дирижер за пультом. Оркестр выходит на сцену.

Смесь из клоунады, акробатики, циркачества и драмы. Кто сказал, что сказки всегда со счастливым концом? Не-е-е-е-е-т. Про-сто про-вес-ти время, отдохнуть – в этот вечер вам не удастся: хоть одна из сказок, да зацепит. Хоть одна из историй, да упадет в душу.

«Мы певцы и музыканты, акробаты и шуты», – есть такая песенка, про бродячих артистов… Мимы с ярко разукрашенными лицами, фокусник в длинном развевающемся плаще, оркестр из лицедеев. Веет Шекспиром и Античным театром. Еще каким-то духом советской олимпиады или послевоенных лет – могу ошибаться, но это к художнику, Рустаму Хамдамову вопрос: белые майки и короткие черные атласные шорты на всей труппе уводили именно в те времена. Летящие плавно мыльные пузыри; скрипачка в воздушной пачке играет, повиснув вниз головой; и потрясающие кульбиты на батутах. Вот такая атмосфера сказок.

Пространство сцены открывается зрителю рядом сцепленных раскладушек, за которыми потом оказываются два больших батута. И львиную долю времени актеры проводят в прыжках «от земного к высокому».

Как в любой сказке есть рассказчик, так, выдерживая традиции, из сказки в сказку нас ведет по Таганке Снип (тот самый, который «снип, снап, снуре, пуре-базилюре…», или как там у кого было в детстве? Очень хорошо «ведет», а также прыгает, играет на чем-то замысловатом, и проч. проч. актер со знАковой именно для Таганки фамилией: Высоцкий. Дмитрий Высоцкий.

«Сказки» сегодня выбраны Андерсена, Уайльда и Диккенса. И не ищите в этом никакого идеологического подтекста, просит Юрий Петрович в одном из предпремьерных интервью: «Просто сказки интересные. И для сцены отлично подходят». Сказки идут одна за другой, без каких бы то ни было абзацев, сменяя и вплетаясь одна в другую, что не привычно для восприятия. И не сразу понимаешь, о чем уже речь: только что вроде бы о русалках, а тут уже о Ласточке и Тростничке, а вот уже английские пейзаж и семья, а следом святочные духи один за другим двигаются по батуту.

«Русалочку» узнала не сразу. Люди живут не долго, а русалки 300 лет, но первые потом не умирают, а получают бессмертную душу, а вторые – становятся морской пеной. И именно желание вечной жизни и обретение бессмертной души толкнуло Русалочку на муки, отказ от привычной жизни, родных и, собственно, хвоста. Сначала она захотела обрести бессмертную душу, а уже как способ – полюбила принца, и как средство – приобрела человеческие ноги в обмен на чарующий голос. Вот такая трактовка.

Чудесной была Ласточка (Александра Басова). Настоящей, воздушной, живой, клюющей, поющей в воздухе над батутом. И умирала так, что хотелось заплакать.

Сюжет сказки «Счастливый Принц» Оскара Уайльда о том, что люди сами разрушают то, что создали. Что поклоняются золотым «счастливым» статуям. И не видят, и не ценят добро, сделанное ради них и для них, снося и выкорчевывая облупившиеся постаменты и потерявших глаза-сапфиры вчерашних принцев – пуская на переплавку свою собственную Историю. Еще о жертвенности ради любви, точнее о бескорыстности. Статуя, видя с высоты своего постамента все беды и горести Города, просит Ласточку задержаться на одну ночь и отнести рубин из своего меча уставшей женщине, для ее больного сына. «Вообще-то я не очень люблю мальчишек!», – замечает Ласточка, но выполняет просьбу статуи-принца и остается в Городе на ночь, спасая мальчика. Она остается еще на ночь – хоть на улицах уже лежит снег, а все ее подруги уже на зимовке в теплом Египте, спасая еще чью-то жизнь. И погибает от холода. Статуя Принца же, отдав беднякам Города свои рубины, глаза-сапфиры и листы позолоты, тоже погибает.

Святочный рассказ с привидениями «A Christmas Carol» («Гимн Рождеству») Чарльза Диккенса – еще одна сказка, рассказанная в этот вечер. Даже старый черствый скряга Скрудж под Рождество становится добряком, перед этим, правда, подвергнувшись нашествию духов.

И завершался 1,5 часовой спектакль историей опять же Ч.Диккенса «Сверчок за очагом». Историей очень отдаленно напоминающей сказку. В ней о верности – и доверии, о дружбе, горе и радости. И еще там можно послушать, увидеть и поразмышлять на тему, видимо, и тогда и сегодня злободневную, о неравных браках. Богатый, но старый фабрикант собирается жениться на бедной молоденькой девушке. И ее подруга по школе уже замужем за мужчиной вдвое старше нее. Но – вторая пара – главные герои пьесы, счастливы. Хоть и без любви был создан этот брак. А в финале первой паре не суждено пожениться. В этой сказке хочется отметить чудесную игру актеров – было ощущение, что именно этот «кусок» отрепетирован чаще, и смотрится он чище других. Чудесен был антигерой Теклтон (Тимур Бадалбейли), из старой гвардии Таганки была пронзительней прочих роль Калеба (Дмитрий Межевич).

Кто сказал, что очереди в театр на Таганке давно в прошлом? Возможно, виной всему юбилей и премьера, но людей, готовых отдать немалые деньги и все-таки попасть в этот день в зал было предостаточно. Сорок пять…. Зритель в очередь опять ?

 


 

Продолжительность спектакля 1час 30 минут
Инсценировка Ю. П. Любимова по произведениям Г. Андерсена, О. Уальда, Ч. Диккенса и Г. Гейне.
Музыка Д. Шостаковича, А. Шнитке, В. Мартынова.
Режиссёр: Ю.Любимов
Роли исполняют: А.Граббе, Т.Бадалбейли, А.Басова, А.Васильев, Д.Высоцкий, И.Зосин и др.

Премьера состоялась 23 апреля 2009 года

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>