Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Сквозное действие»: «Вишневый сад» по Игорю Лысову

«Сквозное действие»: «Вишневый сад» по Игорю Лысову

07 Фев 2013

Очередной «выпуск» проекта «Сквозное действие» был посвящён, пожалуй, одной из самых национальный пьес в истории русской драматургии – «Вишневому саду» А.П.Чехова. Разбором руководил режиссер (а также драматург, сценарист и актер) Игорь Лысов – художественный руководитель театра КЛАСС в Москве, педагог Российской Академии Театрального искусства.

Продажа сада – конец русской цивилизации?

Изначально Игорь Лысов объявил собравшимся, что разбор пьесы целесообразно вести с точки зрения игровых конструкций, а не психологических структур. Однако … дискуссия все равно плавно сместилась в сторону философских вопросов.

С чего начинается пьеса «Вишневый сад»? Со шкафа. С пустого старого шкафа, который олицетворяет историю русской интеллигенции. «А не фикция ли – русская интеллигенция?» – предполагает Лысов. Чем, по сути, она была занята? Училась, философствовала, писала умные книги – безусловно. Однако, русские философы и мыслители, как правило, не были включены в общемировые процессы, не становились продолжателями идей кантов, ницше, гегелей. По сути, все наши интеллигенты искали ответ на один вопрос: «В чем смысл России?» Русская философия интересна только для русских. Поэтому пьеса «Вишневый сад», которая «красиво описывает гибель русской цивилизации» (сада) – понятна, в основном, только русским людям.

Попытки иностранных трупп поставить пьесу оборачивались … нет, не фиаско, – просто получалось что-то не наше, не Чехов. Отечественные интерпретации также весьма разнообразны. Кто-то ставит «о Лопахине», кто-то – «о Раневской», а кого-то и вовсе больше всего заботит, «кто с кем спал». Но на самом деле, по мнению Лысова, «Вишневый сад» – пьеса о самом Чехове и его видении русской интеллигенции, стоящей на краю гибели привычного мира. Скоро лопахины застучат топорами в саду, скоро пролетариат во главе с лениными-сталиными начнут переделывать всю Россию. Гибель близко… Но спасения не будет – это «пьеса о НЕСПАСАЮЩЕЙ красоте», о русской действительности, от которой можно сойти с ума. Особенно, если вы прибыли из уютной, удобной, правильной Европы.

Вечные проблемы

От «Вишневого сада» веет эдакой русской эсхатологией. Прекрасный, но бесполезный мир на грани гибели. На эту гибель смотрят, любуются, предаваясь воспоминаниям…но ничего не делают. Примерно так же, как Раневская любит свой сад, русский человек любит свою родину. Пусть страна разваливается, разворовывается и распиливается – пока не будет всё продано и проедено, работать, по-европейски, аккуратно, педантично, никто не начнет. Даже жутко становится: неужели Чехов с такой пугающей точностью угадал национальный характер?

Игорь Лысов высказал другой, не менее жуткий повод для опасений – существует ли Россия до сих пор? Живы ли мы сейчас? Или ещё тогда, в начале ХХ века всё «срубили», как мифический вишневый сад? Или мы все ещё мучаемся вопросом: Как всё это спасать? Что делать?..

Гениально…или?

Кроме философских дискуссий, Игорь коснулся и, непосредственно, текста пьесы. Настолько ли он гениален, как канонически принято считать? Знаменитые чеховские паузы, герои, которые будто не слушают друг друга и отвечают невпопад – художественный прием или невнимательность драматурга? Быть может, Чехов просто садился писать пьесу, начинал диалог…потом уходил выпить чаю, покурить, на прогулку…откладывал работу на недельку, затем возвращался. Только начинал он каждый раз новую пьесу – уже о другом. Вот и простое объяснение таинственным нестыковкам – бытовое, логичное.

Как бы там ни было, «Вишневый сад» ставят, постоянно находят новые точки зрения, акценты, интонации прочтения. При всей своей странности, нелогичности, эта пьеса поразительно точно описывает «таинственную русскую душу», струны которой неизменно задевает.

(с) Выговская Анастасия

 

ВСТРЕЧИ В «БОЯРСКИХ ПАЛАТАХ» СТД

 

В прошлом году состоялся старт нового проекта союза театральных деятелей России «Сквозное действие». Цель проекта – разбор известных произведений, показать, как видит их театральный деятель и как можно по-новому трактовать знакомое каждому литературное произведение. В декабре публике представили «Ифигению» глазами Константина Богомолова, а на январской встрече собравшиеся услышали интерпретацию Игорем Лысовым знаменитого произведения А.П.Чехова «Вишневый сад».

«Вишневый сад» – одна из тех пьес, которые можно увидеть почти в любом театре. Однако  режиссер ставит ее по-разному: у одного – это драма, наполненная глубоким смыслом, у другого – комедия. В связи с чем для многих присутствующих на этом разборе  было интересно услышать, чем явилось произведение для создателя авторской лаборатории в Школе драматического искусства Игоря Лысова. Данное мероприятие проходило в «Боярских палатах» (именно там проходят эти «встречи»), где  собралось довольно много людей: студенты театральных ВУЗов, молодые режиссеры, критики, люди, неравнодушные к театру. Даже спустя полчаса после начала обсуждения подходили опоздавшие, занимая места в лофт-пространстве, которых становилось все меньше и меньше. Когда большинство пришедших удобно расположились на стульях, Игорь Лысов начал излагать свое видение темы и проблемы «Вишневого сада». Для него эта пьеса ассоциируется с гибелью русской интеллигенции, а продажа вишневого сада не что иное, как конец русской цивилизации. Попутно он обращает наше внимание на то, что многие  режиссеры ставят пьесу, ассоциируя себя с Раневской или с Лопахиным. Данный выбор связан с тем, какой взгляд постановщику ближе.

Очень интересно и обращение к вопросу эмиграции русской интеллигенции и в связи с этим замечательный пример эмигрантов, которым в литературе соответствуют Чацкий, Мышкин и Раневская.  В ходе жаркой дискуссии Игорь Лысов показывает собравшимся, что цветущий вишневый сад в пьесе – явление вымышленное, которое существует только в сознании героев. Шкаф же, которому в пьесе посвящена одна из сцен, выступает в качестве символа краха русской цивилизации. Ко всему прочему Лысов решает разыграть этот отрывок на глазах удивленных зрителей. Как и присуще хорошему актеру, он мастерски показывает нам мини-моноспектакль, демонстрируя, что в шкафу-то, который является для одного из героев – воспоминаем детства и лучших времен, оплотом культуры и нравственности, философии мысли не одного поколения… – пусто!? Но и на этом Игорь Лысов не останавливается и продолжает приводить все новые и новые примеры из пьесы, представляющие собой доказательство его точки зрения. Также ему удается выстроить диалог с присутствующими, которые буквально засыпают его вопросами с просьбами прокомментировать какой-либо эпизод в пьесе… А умение так держаться на публике, с такими эмоциями рассказывать о пьесе – это достойно и похвалы, и аплодисментов!

(с) Ольга Ильина

 

 

 

 

 

Метки:
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>