Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » Сокровища в центре Москвы

Сокровища в центре Москвы

15 Ноя 2015

Репортаж из нового галерейного пространства «Центр искусств. Москва»

В зале Айвазовского холодно и гуляет ветер. Еще шумят волны. И пахнет морем. Что из этого перечня мои иллюзии, а что реальность? Ветер, скорее иллюзия. Но не поручусь. Устроители старались наводнить эти залы звуками и шумами, возможно, ветер часть их замысла. Возможно, он часть моей реакции на полотна мастера. Конечно же, его знаменитые морские пейзажы. Но есть и овцы. Стадо овец. Вы не знаете историю создания этой серии картин? Спросите у кураторов, она есть. Или я вам расскажу. В другой раз.

Выставка собрана из частных коллекций, поэтому картины не демонстрировались ранее широкой публике, но кроме этого факта, есть и среди собраных здесь почти 300 шедевров, свои, уникальные, можно сказать жемчужины. Например, ранее принадлежавшая Федору Шаляпину и вывезенная им в эмиграцию, картина кисти Нестерова «Явление отрока Варфоломея, часть II». Часть II, потому что она является продолжением известной картины, выставленной в Третьяковке. Но сюрпризы поджидают буквально в каждом зале. Узнаваемый Репин, Шишкин, Рерих, перед дамой с немецкой фамилией замираю, проверяю себя: Брюллов? Наклоняюсь к табличке. Читаю. Брюллов. Княжна Стефания Радзивилл графиня Витгенштейн хороша, просто слов нет. Идем дальше: филигранно вырезаный из дерева шкаф-не шкаф, превращенный в иконостас Льва Толстого: оказывается покорил на Чикагской выставке в позапрошлом веке публику, представляя Россию в национальном павильоне. Можно снова играть в угадайку: Левитан? Да. Или удивляться, прочитав у натюрморта Петров-Водкин. Кураторы расскажут на что обратить внимание: перспектива на этой картине необычна, взгляд чуть сверху. Идем дальше. Можно восхищаться игрой света на картинах Ивана Шультце или замирать в залах, где собраны иконы. Оклады здесь, как отдельные произведения искусства, с камнями, жемчугом, известнейших мастеров и различных техник.
Залы причудливо собраны. У входа вас встретят крымские пейзажи. Отдельно «лесной» или зал лирического пейзажа настроит на меланхоличный лад. А батальные полотна подкараулят в пространстве коридора.
В театральном зале есть сцена. Ее возможности презентуют отдельно: обещают «оживлять» сюжеты картин и раскрывать их символизм. Кроме этого Центр планирует проводить курсы и лекции по искусству, научные конференции и мастер-классы.

Само место, где теперь будет работать новая культурная площадка «Центр искусств. Москва» уникально: возможно вы и не слышали о нем никогда. Оно входит в комплекс Храма Христа Спасителя, имеет тот же адрес: Волхонка, 15, но удобно отделено от общего архитектурного ансамбля, и можно попасть в него повернув направо после выхода из метро Кропоткинская. Продюсер площадки Андриан Мельников (коллекционер, галерист, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров) рассказал, что эта экспозиция, получившая название «Художественные сокровища России» в память о когда-то знаменитом масштабном журнале, выходившем до революции по инициативе императорского Общества Поощрения Художеств, будет открыта для посетителей четыре месяца, после чего в планах Центра Искусств показать шедевры мировой живописи XV- XVII веков (заявлены Брейгель, Дюрер, Рубенс и др имена), а также не обойти вниманием современное русское искусство, караваджистов и многое другое.

Еще раз повторюсь, всё, что представлено в галерее, это экспонаты из частных коллекций. Любезно предоставленные для широкой аудитории чуть ли не впервые за сто лет. Поэтому вы не увидите на этикетках рядом с названиями картин место их сегодняшнего обитания. Спустя столетие в России, кажется, взаимно уважают друг друга частная собственность (коллекционеры) и ценители искусства.

Если для вас что-то значит наша русская история, или ваши предки были старинного знатного рода, то возможно вы испытаете трепет в том зале, где выставлены предметы, принадлежавшие когда-то царской семье. Если вам дореволюционные ценности не близки, или предметы искусства в принципе не внушают вам благоговение, вы все равно сможете открыть для себя что-то новое, например, как можно использовать современные технологии, или как с их помощью увлечь детей? В проспекте о выставке есть, выделенные составителями, так называемые «эффекты от просмотра». Это, скорее перечень надежд, который может вызвать улыбку, но с другой стороны, если не ставить конкретные цели, сложно достигнуть таких же результатов. Очарование, спокойное созерцание, легкая растерянность, удивление и даже восторг, признательность, наполненность — разве это не прекрасное завершение проведенных часов наедине с искусством? Не лукавя, это довелось испытать и мне, и моим спутникам.

Рассказывать о новом галерейном пространстве можно еще долго. Например, о спокойном и одновременно шикарном дизайнерском оформлении, сделанном французским архитектором Жульеном Боаретто или о необычной подсветке картин направленными лучами так, будто они подсвечены из под рам. Но чтобы вас не утомлять больше, я закончу, пожалуй, свой первый рассказ о шедеврах в центре столицы, а вы сходите сами. И возвращайтесь со своими впечатлениями. Сможем поговорить вместе: о том, что место, конечно, накладывает свой отпечаток на концепцию и выбор полотен для экспозиции, о нетривиальных решениях устроителей в компановке полотен, о ваших любимых художниках или о том, поймали ли вы аудиотрубу. Да, а я вам еще не рассказывала о восхитительной кухне в трапезной Храма? Вот, будет повод.

© Анастасия Вильчи, 12 ноября 2015

Для этой записи нет меток.
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Отзывов (2)

  1. Анастасия! Я уже сделала публикацию о выставке на своей страничке в FB! И разместила там несколько фотографий, сделанных с купленных открыток. К сожалению, я думала что выставку нельзя фотографировать, как в других музеях Москвы, и не взяла с собой планшет! Это вот еще один плюс, который сделали устроители – разрешили делать фото!!!
    О своем впечатлении. Как я уже говорила на своей страничке , выставка – ОШЕЛОМЛЯЕТ!
    Ничего подобного не было! Мне знакомы выставки в разных городах мира , но такого воздействия ( даже не могу подобрать правильного слова ) просто не помню. Я открыла для себя превосходные по исполнению и по замыслу произведения, о которых ранее не слышала и не видела замечательные русские имена великих художников. Вы все правильно написали в своем отзыве – эти же мысли Вы прочтете в отзывах простых людей, посетивших выставку ! Честь и хвала замечательным людям, которые подарили москвичам эти сокровища !

    • Анастисия Вильчи:

      Галина! Очень рада, что наши впечатления совпали в чем-то.

      Я принимала участие в пресс-туре, поэтому вопрос можно ли делать фото у меня не возникал: было точно можно :)

      Мои спутники, коллеги, с которыми мы смогли обсудить выставку, также говорили, что ошеломлены!

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>