Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » Стальная бабочка, реж. Ренат Давлетьяров

Стальная бабочка, реж. Ренат Давлетьяров

01 Ноя 2012

1 ноября выходит в прокат официальный фильм закрытия «Кинотавра-2012» – «Стальная бабочка». Продукты отечественного кинематографа под стать загадочной русской душе, которая их «порождает»: уж больно часто случаются у нас резкие перепады от бессодержательных голливудообразных картинок до серьёзных работ, которыми восторгается весь мир. Участие в открытом российском кинофестивале уже является своеобразной «лакмусовой бумажкой» для зрителя: «Стальная бабочка» – это  серьёзное кино.

Сюжет основан на реальных событиях…

История, взятая в основу сюжета, действительно произошла около 10 лет назад, в Санкт-Петербурге. Жил-был некий маньяк, который любил душить девочек-подростков в парке, рядом со станцией метро. Эту историю с неожиданным итогом реального расследования заприметили сценаристы. Тут и драма с мелодрамой, и триллер, и детектив…

Перед съёмочной группой стоял вопрос – куда повернуть интересный сюжет: что сделать фоном, а что – оставить в фокусе? Здесь, по словам Рената Давлетьярова, разразилась первая «битва» за будущее фильма. Пришлось сменить нескольких сценаристов, пока не были выбраны Юрий Коротков и Наталья Ворожбит – дабы история о людях не превратилась в детектив полицейского жанра, а-ля «Улицы разбитых фонарей».

Изначально проект не обещал стать коммерчески-успешным, поэтому съёмочная группа работала с минимальным бюджетом, но, как это обычно бывает, «в своё удовольствие». Основным «идейным стержнем» картины стал Ренат, который, как он сам выразился, курсировал по проекту как универсальная «пожарная машина» – выступал в роли режиссёра-постановщика, помогал со сценарием, подбирал актёров, продюсировал…

И теперь, когда картина готова, можно с уверенностью сказать, что, изначально выбывшая из гонки за кассовыми сборами и рейтингами, «Стальная бабочка» претендует на значительное место в сердцах зрителей. (Ходят даже слухи, что права на ремейк могут уйти на «золотой запад» кинематографа.)

О чём фильм?

Старший опер уголовного розыска одного из районных отделений полиции Москвы по фамилии Ханин (Анатолий Белый) сталкивается с серией ужасающих убийств: жертвами становятся совсем юные девушки, даже девочки – лет 15-16. Злодей подкарауливает жертв на пути от метро домой, который лежит через тёмный парк…

Ханина нельзя назвать эдаким рыцарем в сияющих доспехах, который сражается со злом во имя справедливости и прочих благ. Ему около сорока, он не женат (и не собирается, хотя раз в неделю встречается с героиней Дарьи Мороз – Татьяной), друзей, кроме коллег, нет, собаки нет…денег и карьерных подвигов тоже, увы, не числится.  Главное и единственное, на чем сконцентрирован Ханин в своей жизни – работа. Нельзя сказать, что ему сильно жаль несчастных жертв, но он стремится любой ценой поймать маньяка: таков долг…и цена погон. Каждый новый труп – неудача, бьющая по самолюбию.

На пути опера попадается 15-летняя девочка по кличке Чума (Даша Мельникова). Её, озлобленную сироту и предводительницу банды беспризорников, ловят на грабеже. Тут-то Ханин и смекает, что Вика Чумакова – идеальная кандидатка на роль живой приманки для маньяка. Если она пополнит список жертв, искать ее никто не станет.

К тому же, Вике палец в рот не клади – дикие условия жизни научили её быть жёсткой и держать удар в любой ситуации. Недаром своим талисманом Чума считает нож-бабочку, которым выучилась мастерски владеть.

Теперь циничный оперуполномоченный и юная беспризорница должны объединиться, несмотря на «идейные» разногласия. Вскоре Вика впервые в жизни понимает, что это такое – быть кому-то нужной, полезной, помогать… Ну а Ханин пробует себя в роли эдакого Макаренко, а, заодно, вспоминает о том, как это – нести ответственность за другого человека, волноваться, заботиться…

Общее дело становится для героев настоящей школой жизни. Какие уроки они вынесут из этого опасного совместного дела?

Для кого этот фильм

Этот фильм, по словам самого Рената Давлетьярова, стоит показывать подросткам уже от 14 лет, хотя закон навесил ярлык «16+». По мнению создателей, это цепляющая, пронзительная история взросления юной девушки, которая может стать уроком для современной молодёжи. По сути, несмотря на абсолютно разные условия жизни, характеры, судьбы, все люди стремятся любить и быть любимыми, нужными, обрести дом и семью… Как сказал о своём фильме сам Ренат: «В основе всего лежит трогательная человеческая история. Если она захватывает и увлекает меня, то есть надежда, что она будет интересна и зрителю».

В ролях:

Чума – Даша Мельникова: «Эта история основана на реальных событиях. Меня поразил сценарий. Когда в первый раз читала, у меня мурашки побежали по коже. У моей героини нет просто разговорных сцен, почти все сцены что-то меняют в ней. Если говорить о характере, Чума полная моя противоположность. Она сильная, где-то жестокая, ей нравится «не нравиться». Конечно, в процессе съемок я свыклась с какими-то ее особенностями. Даже к ножу-бабочке привыкла».

Ханин – Анатолий Белый: «Прежде всего, это история про Чуму. История ее взросления. О том, как бесшабашный подросток, пройдя через кровь, встретившись с опасностью один на один, становится другим человеком. Финал открытый, никто не говорит, что она из беспризорницы вырастет в добропорядочную учительницу, но она уже точно не вернется к бездумному времяпрепровождению в подворотне. Начнет жить более осмысленно. Мой герой как раз наоборот. Мы понимаем, что этого человека изменить уже невозможно».

Татьяна – Дарья Мороз: «Это такая простая девушка, я бы даже сказала, совковая. Она в леопарда оделась и думает, что Мерлин Монро. А Ханин – это мужчина мечта. Он хорош собой, брутален. Ты всегда его добиваешься, а он всегда немного не с тобой. У них отношения раз в неделю – по субботам. В другие дни Ханин ее не ждет, но она снова и снова приходит. И надеется, что когда-нибудь он на ней женится… Но тут в жизни Ханина появляется какая-то другая, малолетка какая-то, которая чуть ли не перерезает горло моей героине на почве ревности».

Косовский – Петр Винс

Зайцев – Андрей Казаков

Инспекторша – Елена Галибина

Толик – Максим Дромашко

А также: Виктор Немец, Мария Наумова, Семен Трескунов, Дмитрий Прищепа и др.

© Выговская Анастасия

***

«Стальная бабочка», премьера которой назначена на 1 ноября 2012 года – картина неоднозначная.   С одной стороны довольны ординарный сюжет обычной криминальной драмы.  Менты бегают и ловят маньяка по Измайлово, засады в машинах, пистолет за поясом, допросы с пристрастием. В качестве наживки для поимки маньяка представители правоохранительных органов  берут девчонку-беспризорницу, настоящую оторву по прозвищу Чума (Даша Мельникова). Это наглая и довольно грубая особа – предводитель своей маленькой стаи уличных воришек, таких же диких зверьков, как и она сама. Только в отличие от своих приспешников Чума обладает сильным характером и смелостью на грани безрассудности. И она подходит под типаж жертв, которые привлекают маньяка. Поэтому следователь Ханин (Анатолий Белый), на свой страх и риск, предлагает Чуме выбор: либо помощь полиции, либо колония для малолеток. И по всем кинематографическим законам между ними возникает некоторое подобие дружбы, хоть и своеобразной.

Но за всеми этими перипетиями постепенно начинает открываться противоречивый характер и Чумы, и Ханина, что и есть другая грань фильма. Эти тонкости привносят несколько другой характер в это кино.  Чума – это, во-первых, подросток, ребенок лишенный родительской любви, у которого мир однозначный – либо черный, либо белый. Люди делятся на своих и чужих. Ее принципы непостоянны и меняются очень быстро. Вот она в начале фильма ненавидит ментов, а потом начинает считать их своими друзьями. Она сильно избивает свою подругу за нелестно сказанное слово о ее ненаглядном Ханине. У Чумы напрочь отсутствует чувство самосохранения. Мало того, она может убить. Шестнадцатилетняя девчонка способная совершить убийство, зарезав человека ножом – она абсолютно асоциальный элемент общества.

Она как бабочка летит на свет тепла и ласки, и бьется о стекло лампочки, не понимая, что во взрослом мире все не так однозначно, что есть оттенки, что много серого, что есть обычная житейская бытовуха. Ее отчаянное желание быть нужной и дефицит тепла делают ранимой, ревнивой и жестокой. Она мигом влюбляется в Ханина, готова стирать одежду и готовить борщ, продать свободу ради, на самом деле, несчастного, обычного человека, который не способен любить, который увлечен своей жизнью со свиданиями по субботам,  пылью на полках и стаканом водки в конце дня.

Вот такие нюансы – противоречия в характере героев, их слабости, отрицательные черты, какой-никакой психоанализ придают фильму живые и реалистичные нотки. Без них, думается, фильм совсем бы потерялся в череде подобных криминальных кинокартин телевизионного формата.

© Анастасия Курляндцева

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>