Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » Театр скорой помощи спешит на вызов

Театр скорой помощи спешит на вызов

26 Янв 2013

18 декабря в малом зале ГЦСИ состоялась презентация нового социально-интерактивного проекта «Театр скорой помощи». Творческое объединение «КультПроект», Театр имени Йозефа Бойса и ГЦСИ решили вместе помогать людям с помощью искусства.

Первый вызов поступил из далёкого Южно-Сахалинска. Группа театральной «медиации» в составе Любы Мульменко (журналист, начинающий режиссёр) и Георга Жено (немецкий режиссёр, актёр, один из создателей экспериментального театра «Театр.doc», с 2007 г. Художественный руководитель Театра им. Йозефа Бойса) отправилась разбираться.

Чиновник против артиста

Летом 2012 года в Сахалинском театре кукол сложилась весьма напряжённая ситуация… А, казалось, ничто не предвещало беды: труппа только переехала в новое, только что отстроенное здание театра в центре города, получило достаточно финансирования для творческой работы, впереди были гастроли, новые постановки, участие в фестивалях. Но вдруг пришла беда – откуда не ждали: директору, художественному руководителю и главному идейному вдохновителю и лидеру театра Антонине Добролюбовой министерство культуры Сахалинской области отказало в продлении контракта.

Труппа театра кукол единым фронтом выступила а её защиту: проводили митинги, собирали подписи, писали гневные статьи и даже устроили голодовку. В итоге Антонину нехотя взяли на должность художественного руководителя, а новым директором стала бывший бухгалтер. Однако, эта уступка не разрешила конфликт. Актёры теперь не чувствуют себя хозяевами собственного театра, а худрук не может сам назначить режиссёра и завлита. Напряжённые отношения театра и министерства культуры Сахалинской области явно не идут на пользу творческому процессу.

Что же всё-таки произошло? И почему власти не могут понять творческих людей? В чём истинная цель перестановок в театре? Итак, первым испытанием новоиспечённого Театра скорой помощи стала попытка урегулировать конфликт под названием «Чиновник против артиста».

Помощь с материка

Первым на остров Сахалин прибыл режиссёр Георг Жено. Артисты многострадального театра с чисто русским радушием встретили немецкого режиссёра и тут же «похитили на 3 дня на дачу» – знакомиться, вникать в суть дела в неформальной обстановке и пить, конечно. Георг, как маститый театрал, тут же проникся к труппе сочувствием – сам он прекрасно понимает проблемы творческих людей.

В России Георг с 2003 года и за эти десять лет успел многое узнать о нашей жизни. Иностранец, зачастую, свежим взглядом со стороны способен увидеть гораздо больше, нежели ко всему привыкший соотечественник. По мнению Жено, Россия – страна вездесущих и, чаще всего, неразрешимых противоречий. Здесь куда ни сунься – везде рискуешь попасть в конфликтную ситуацию, будь то магазин, кафе, больница, вагон метро или приемная чиновника. «Достаточно просто попытаться прожить свою конкретную человеческую жизнь в этом государстве – и человек обречен на столкновения». К сожалению, следует признать, что по части мирных и правовых способов разрешения спорных ситуаций Европа ушла далеко вперед.

Три дня спустя, следом за Георгом, прилетела Люба и сразу же взялась за дело – отправилась брать интервью у заинтересованных лиц. Своим намётанным журналистским взглядом она заметила, что эта конфликтная ситуация – не явное противостояние хороших артистов (которым однозначно симпатизировал Георг) во главе с несправедливо обиженным директором и злых чиновников. Всё оказалось гораздо сложнее.

Труппа сгруппировалась вокруг Антонины и реагировала даже на само присутствие нового директора со «свитой» с нескрываемым негативом. Бывшая бухгалтерша стала для актёров воплощением дорвавшегося до власти мещанства, ограниченности и пошлости «в голубом костюмчике». Будто она самим своим присутствием осквернила святую святых их театра. Сама же новоиспеченная глава театра отнекивалась – дескать, в директоры не рвалась.

Ну а чёрный властелин местного масштаба – министр культуры – долгое время не приезжала из отпуска. Только в самом конце пребывания в Южно-Сахалинске удалось взять интервью у этой таинственной женщины. (Кстати, на Георга просто убийственное впечатление произвела её речь, сплошь состоявшая из дежурных фраз, произнесённых на ломаном канцелярите, а также пренебрежительное отношение к представителям творческих профессий.) По её мнению, суть перестановок – попытка навести порядок в театре. Дескать, актёры как дети – совсем от рук отбились, репетируют с 6 вечера до 5 утра, ходят в театр когда захотят, творят чёрт знает что и скоро новенькое здание, влетевшее администрации в копеечку, «развалят». А их бывший директор сама виновата: не справлялась с обязанностями – какие-то бумаги вовремя не подала.

Казалось бы, хорошая идея – разделить хозяйственную и художественную функции: пусть директор за документами следит, а худрук творчеством занимается. Одно вызывает сомнение – почему Антонину Добролюбову, женщину, которая буквально вывела театр на новый уровень, любимицу всего города, лидера труппы, их защитника и наставника, решили совсем выжить из Южно-Сахалинска? Лишившись должности, она осталась бы без жилья и вынуждена была бы отбыть на материк.

Наконец, поговорили!

Люба и Георг решили стать посредниками в решении этого затянувшегося конфликта. Дело никак не двигалось с места. Министр грозилась набрать новую труппу, если старая разбежится, актёры перешли в глухую оборону и строили планы «восстания», ощущая себя частью российского протестного движения, а новый директор начала своё «правление» с попытки превратить театр в офис с чётким расписанием. Но самое страшное – никто никого не слушал.

Большим достижением московских «медиаторов» стал сбор враждующих сторон для переговоров. Наконец они смогли высказать претензии друг другу в глаза. Директор и художественный руководитель должны помириться – иначе театр просто не сможет функционировать. И дело сдвинулось с мёртвой точки.

Безусловно, без посредничества московской группы конфликт имел бы меньше шансов на мирное урегулирование. Люба и Георг организовали переговоры сторон, дали им возможность взглянуть на себя со стороны.

К сожалению, большой пласт этой ситуации остался без изменений. Артисты потеряли ощущение творческой свободы, а министр не хочет понимать, что с помощью директив и предписаний нельзя наладить общение с художником. Между ними по-прежнему пропасть…

Итоги поездки

Итогом этого далёкого путешествие стал своеобразный спектакль «о замкнутом мире острова Сахалин, о том, как сложно бывает актеру понять чиновника, а чиновнику – актера». Постановка, по сути, концентрируется на вокруг документальных съёмок и интервью, а также рассказов очевидцев. Быть может, эти материалы помогут людям по-новому взглянуть на способы решения конфликтных ситуаций. Как бы далеки они ни были друг от друга, всегда следует стараться найти возможность для диалога. Иначе не будет театра. Не будет нормальной жизни. Ничего не будет, кроме ненависти.

Театр имени Йозефа Бойса намерен продолжать свой проект и взять на себя функцию скорой помощи, которая работает по конкретным вызовам общества: если в какой-то точке России происходит конфликтная ситуация, то театральная бригада по заявке выезжает по адресу и при участии местных жителей «пытается поставить справедливый диагноз и решить проблему». Конечно, по статистике скорая помощь в 90% случаев оказывается ненужной: то ложный вызов, то поздно, то проблемы нет. Но ради остальных 10% стоит работать.

Над постановкой работали:

Авторская группа: Люба Мульменко, Георг Жено

Режиссер: Георг Жено

Модератор обсуждения: Елена Ковальская

 

Площадка: Государственный центр современного искусства, малый зал. (Адрес: м. Баррикадная, Краснопресненская. Ул. Зоологическая д. 13, стр. 2)

 

(с) Выговская Анастасия

 

Метки:
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>