Информационное агентство
Home » Скена » Документы и фрагменты

Документы и фрагменты

30 Окт 2017

В рамках фестиваля «Территория» состоялись показы вербатима о жителях Тобольска, поставленного Дмитрием Брусникиным по пьесе Марины Крапивиной, и документального спектакля «La fin du cercle. Конец века/конец круга» Александра Вартанова.

В названии спектакля «Тобольск. Доска почета» отражается и тема, и композиционный принцип постановки. Как на доске почета расположены фотографии уважаемых деятелей чего-либо, так в спектакле расположены рядом монологи самых разных людей, объединенных географическим критерием – все они живут в Тобольске. Кто-то приехал в Тобольск, кто-то хочет уехать, кто-то уехал, а затем вернулся, а кто-то даже и не думал уезжать. Люди разных профессий, способностей и кругозора, и, конечно же, разных характеров представлены нам, на первый взгляд, вне какой-либо драматургической конструкции. Но это только на первый взгляд, поскольку Марина Крапивина – драматург, имеющий немалый опыт работы с документальным материалом.

В спектакле-коллаже каждый фрагмент, то есть монолог персонажа, составлен и размещен так, что мы можем рассмотреть его со всех сторон в прямом физическом (актеры выходят на площадку между двумя зрительскими секторами) и в переносном смысле. Персонажи не сливаются в массу, толпу, а запоминаются по отдельности, и каждый – в своей неповторимости. Любой человек заслуживает внимания, сопереживания и уважения – этот очевидный гуманистический тезис подтверждается постановкой.

Вместе с тем фрагментарная структура действия все же формирует у московского зрителя целостное впечатление о городе, о Сибири, о России, которая начинается за МКАДом, и оно обнадеживающее, благодушное, в общем, позитивное такое впечатление. Все люди хорошие и все стремятся быть счастливыми. Особенно трогательно блестели слезы на глазах некоторых актеров на поклонах. В них была любовь к своим персонажам, к своему городу и к своей работе.

Однако неожиданно драматичным образом этот документальный спектакль об одном отдельно взятом российском городе смонтировался в программе «Территории» с другим документальным спектаклем, уже обо всей стране – «La fin du cercle. Конец века/конец круга» Александра Вартанова.

На примере этой постановки, или, если угодно, события, в очередной раз можно убедиться, насколько сильно сегодня размываются жанровые границы спектакля. Актеров нет, физического действия нет, если не считать движения автобуса, в котором едут зрители, а конфликт есть, причем острый и глубоко личный конфликт каждого пассажира этого автобуса, ползущего по Садовому кольцу. Конфликт заключается в том, что все эти милейшие люди из Тобольска, Москвы, Петербурга, Самары, Ижевска и других городов и весей, и в том числе не такая милая, но тоже человек – автор данных строк – мы все вместе допустили ту катастрофу, которую предъявил нам Вартанов. Хотя предъявил он всего-навсего нарезку из новостей, интервью, развлекательных шоу и российских музыкальных хитов – по несколько коротких фрагментов за каждый год, начиная с новогоднего обращения Бориса Ельцина. Однако эмоциональное воздействие нашей истории минувших 17 лет, спрессованной в 1 час 07 минут и сопровождающейся медленным движением по кругу, огромно, поскольку это трагедия без катарсиса, движение без конца и история без финала.

© Надя Фролова
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Территория»

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Надежда Фролова

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>