Информационное агентство
Home » Синема » «Днепр» Александра Шапиро

«Днепр» Александра Шапиро

16 Окт 2010

Фестиваль современного кино «Завтра» (14.10 – 19.10.2010)

Начинался фильм весьма заманчиво.

Загламуренная, губки-бантиком куколка поучает своего любовника, мужчину в возрасте, довольно интеллигентного на вид (Юрий Нездыменко). Постепенно это наивное морализаторство переходит в грубые оскорбления. Выражения «старый», «бесполезный» и слова с поступками, приписанные мужчине, вызывают смех в зале. Еще бы – мужчина, укутанный в пальто, молча плетется за этой рассерженной перепудренной куколкой, подбирая с пола ее упреки и аккуратно раскладывая их по местам.

В результате ссоры, которую куколка собственноручно разыгрывает между собой и молчаливым любовником, она выгоняет его из машины.

Герой доходит до шикарной гостиницы на корабле, где и встречает Леночку (Лена Коган). Чтобы скорее объяснить, что из себя Леночка представляет, стоит рассказать об ее анкете на регистрацию. Итак, Лена – религия: буддизм, интересы: цветы, про себя же говорит: «Я не Маша-растеряша, я Лена-королева». Сразу оценив новую куколку, что отличается от прежней разве что цветом волос, мужчина, зовущий себя Котом, приступает к нападению.

Фильм выстроен как сплошной монолог главного героя с вставками «от создателя» и закадровыми рассуждениями «от героя». Основной же текст начитывается прямо перед камерой. Леночка раскрывает напомаженный ротик всего пару раз, в основном же издает невнятное мычание.

Текст Кота пафосный, со всякими остренькими цитатами и напоминает монолог Гамлета, только длиннее и знаменитое «to be or not to be» звучит в настоящем. Собственно, и начинается фильм с утверждения, что мы есть: «…что можно сказать о человеке, который говорит: «Нас нет – мы иллюзия…»

Вообще, «Днепр» – это проект. А одноименный фильм Шапиро представлен лишь в его рамках. Он соответствует задаче проекта – в определенном стиле показать знакомство двух разнополых героев, по правилам классицизма – единство времени, места и действия -, которые под влиянием обстоятельств предаются сексу.

Параллель с принцем Датским проходит и в мнимом сумасшествии. Какое-то время бесконечный устный поток сознания Кота невозможно оправдать ничем, кроме слабоумия. Сам же герой в скором времени поясняет, что это один из способов влияния на жертву (Леночку). Поясняет за кадром, естественно. По сути, именно закадровый текст раскрывает смысл бесконечного монолога, мол «в данном контексте, в данных обстоятельствах именно такими способами, мальчики, вы должны заваливать девочек» (Самый верхний пласт, разумеется). Насколько это заявление истинное, судить сложно. У богатых свои причуды, а, как уже говорилось, действие происходит на фешенебельном лайнере. Да уж сколько одной текиллы выпили герои! Тут бы и не только Леночка отдалась седовласому соблазнителю, но и королева английская!

Послевкусие от фильма осталось великолепное. Вообще, положительных моментов более, чем достаточно для того, чтобы фильм имел успех. Во-первых, удачное сочетание философских размышлений (пусть и ради низкой цели) с современным, выгламуренным взглядом на мир не дало возможности соскучиться. Во-вторых, сарказм с самоиронией в картине явно дружатся. В-третьих, эстетический, красивый способ передачи даже откровенных сцен вовсе не отпугивает зрителя, как часто случается с отечественными картинами.

На фоне этого общего позитивного впечатления, недостатки фильма уменьшились в габаритах и растеряли свою значимость.

Что в итоге: зрители довольны, а Кота и Леночка наверняка уже выкинула из своей машины. Уж как бы складно Кот не говорил, а вытерпеть его дольше одной ночи невозможно. Да и то при особых обстоятельствах и по законам классицизма.

Автор: © Алиса Мезенцева

 


 

Производство: Украина, 2010, 75 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Александр Шапиро
В ролях: Юрий Нездыменко

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>