Информационное агентство
Home » Синема » Транс /Trance/

Транс /Trance/

22 Апр 2013

Новое детище британского режиссера Денни Бойла, заявленное как детектив с элементами психологического триллера, на деле оказывается многослойным пирогом с разнообразными начинками. И дело тут не только в тематике картины.

Было бы слишком глупо заключать целевую идею фильма в его названии, хотя на первый взгляд, казалось бы, именно этим режиссер и погрешил. Поэтому для внимательного кинозрителя «Транс» принесет интересных нюансов в разы больше, чем для тех, кто станет воспринимать рассказываемую историю сугубо прямолинейно.

Аукционер Саймон (МакЭвой) совершает кражу «Ведьм в воздухе» авторства Гойи, с последующей утерей краденного и получением амнезии посредством сильного удара по голове: где раритет – не помнит, а между делом еще и собственное подсознание начинает выкидывать с парнем различные фокусы. Всем произошедшим крайне недоволен подельник Саймона – Фрэнк (Кассель), поэтому, не сумев физическим насилием вернуть горе-герою память, он предпринимает вариант с психоанализом. В итоге Саймон оказывается на приеме у Элизабет (Доусон) – специалиста по гипнозу.

В «Трансе», в отличие от классического детектива, не оказывается практически ни одного положительного героя. Ни те, кто крадут, ни те, кто расследуют, не придерживаются, как бы сейчас сказали, «светлой стороны». На первый взгляд достаточно однолинейные мотивации героев, бесхитростно сплетаясь между собой, в конечном итоге выдают дичайший коктейль из плохо совместимых между собой тем. Хороший, обиженный собственными глупыми поступками парень нет-нет, а и проявит себя таким образом, что на какое-то время перестаешь ему сочувствовать. И после, осадком, остается послевкусие вопроса «Почему?». Ведь парень-то – хороший. Отрицательный характер, хотя и делает все правильно – и насильственные методы использует, и алчные интересы преследует, а все равно вызывает то сочувствие, то понимание. И это тоже на короткий промежуток времени. После все также остается желание переосмыслить: почему так происходит? При таком раскладе сам факт транса, который на протяжении всего фильма навязчиво и целенаправленно бросается в глаза, превращается в фон, на котором Бойл рисует совсем иную картину, чем просто ограбление с дальнейшим расследованием в поисках утраченной картины. Никакие феномены подсознания и работы с ним не перетягивают на себя внимание с извечных человеческих взаимоотношений и вопросов морали. Но тут режиссер перегибает палку. Его взгляд на тот же феминизм, заглушает собой такие моменты, как человечность и осознанность по отношению к своим поступкам. Действия Элизабет по отношению к себе ни в коем разе не идут в разрез с современными установками женской независимости и идеала сильной, целеустремленной личности. И этой темой можно было бы восхищаться, если бы она не перекрывалась другой, менее раскрытой, но все-таки присутствующей фильме не на последних ролях – взаимоотношения и действия по отношению не только к любимому человеку, но и к человеку, который психически болен и нуждается в помощи. Современный феминизм, который восторжествовал у Бойла во всей своей красе, рукоплещет. Но именно эти хлопанья в ладоши убивают всю человечность и адекватные отношения между людьми, особенно, если в них замешана врачебная этика касательно почти что лишившегося рассудка пациента.

Бойлу можно отдать должное – он не восхваляет ни тех, кто алчет возмездия, ни тех, кто его заслуживает, ни тех, кто пытается укрыться от собственной совести. Он не осуждает, но и не превозносит. Рассказанная им история заканчивается открытым финалом, в котором состояние того самого транса не скажет зрителю ничего определенного. Потому что основная суть фильма была не в нем, не в том психоанализе, в котором ты теряешь понятие, где верх, а где низ, и не в том, где реальность неотличима от сна, а в том, благодаря которому надо думать, том, после соприкосновения с которым в человеке просыпается очень редкий дар – осознанность, а за ней и ответственность за то, что ты творишь с теми, кто тебе доверился.


Автор: © Катерина Норвилло

 

Производство: Великобритания, Франция, 2013
Жанр: триллер, драма, криминал
Продолжительность: 101 мин.
Режиссер: Дэнни Бойл
Сценарий: Джон Эхирн, Джон Ходж
Оператор: Энтони Дод Мэнтл

В ролях: Джеймс МакЭвой, Розарио Доусен, Венсан Кассель, Мэттью Кросс, Дэнни Сапани, Марк Полтимор

Премьера (мир): 27 марта 2013
Премьера (РФ): 4 апреля 2013

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>