Выставка «Не квадрат – иная реальность»
в Галерее Искусств Церетели
В наше время пейзажи, портреты и натюрморты уже не в почете – абстракция, вот это иное дело! Отчетная выставка участников «David group» – учеников Давида Ру, верных экспрессивному абстрактному символизму – открылась в залах Галереи искусств Церетели.
Что бросается в глаза, едва переступаешь порог первого зала, – вызывающая неоднородность экспонатов. Картины не стремятся образовать ансамбль, не спешат организовывать единое выставочное пространство. Различия не только в технике и стилистике, но и в масштабе произведений: по соседству с выдающимся полотном без труда уживается претенциозное и бессмысленное. Таковых здесь немало – не блещут оригинальностью картины Александра Семенова (едкий акрил, многозначительный названия, нехитрые мазки кистью), физически раздражают работы Владислава Зубарева, произведения Игоря Снегура пародируют ранние опыты Малевича и других супрематистов, Елена Старкова из четырех картин выстреливает только одной (а именно «Аэропорт 24.01.11»)…
И все-таки если не половина, то хотя бы треть экспонатов достойна внимания. Несущей частью «Иной реальности» являются работы Сергея Колеватых и Лилии Баласановой. Они как раз и отвечают за иную реальность – каждый раз проектируют новый мир, состоящий из цифр и алгебраических формул. Наибольший интерес представляет картина «ctrl+alt+del», осмысленно разбитая на две части. Правая половина перегружена рядами цифровых знаков, перенасыщена красным, левая же выполнена в темно-серых тонах и состоит из мягких изящных деталей. В целом же произведение дает ощущение какой-то целостности и гармонии, радует глаз удивительным, но вполне естественным слиянием мертвого и живого.
Сильное, но труднообъяснимое впечатление производят работы Андрея Волкова. Огненно-красные овалы из серии «Трэш барокко» сочетаются с аналогичного цвета прямоугольником, название которого отсылает к сериалу «Твин-Пикс» – «Огонь, иди со мной». На фоне девственно белой стены эти коммунистические стяги смотрятся сногсшибательно.
Невозможно не сказать про Руда Арутина: и Диптих, и Триптих – вещи, может, и необязательные, но забавные и по-своему интересные. Картина у Арутина выстраивается вокруг текста, например, такого («Правильный путь»):
А теперь мне предстояла встреча с молодой и красивой. Я тщательно все продумал, как встретить, куда повести, с чего начать. Затем какие цветы, цвета, ароматы, слова, наконец.
Она вошла стремительно:
– Времени в обрез. Спешу!
После такого вступления быстро скинула одежду, прямо в прихожей на грязном коврике изнасиловала меня.
Хорош и Юрий Миронов – он отличился «Миражом» и «Розовым пейзажем». Нежные лиловые и серые цвета он сталкивает с резкой геометрией линий, что придает его полотнам если не осмысленность, то, по меньшей мере, эффектность.
А вот сам Давид Ру интересен не столько своими масштабными полотнами («Head» и «Не убивай меня, если ты сильнее»), сколько двумя картинами из серии «Симфония пожаров». Впрочем, все это – поздние работы мастера, в них чувствуется небрежность и усталость автора. Как будто специально из богатого наследия художника были выбраны вещи попроще, чтобы они не затеняли собой творчество его учеников и последователей.
Подводя итог, следует сказать, что «David group» действительно внесла определенный вклад в развитие абстрактной живописи. Баласанова и Колеватых кодируют реальность числами и символами, Миронов экспериментирует с формой, Арутин пытается связать живопись с литературой, Волков в своем творчестве отталкивается от классицистических мотивов – а все вместе это рождает иную реальность. Нет-нет, не квадрат – иную реальность…