Информационное агентство
Home » Скена » «Турандот» в театре им. А. Пушкина (реж. К. Богомолов)

«Турандот» в театре им. А. Пушкина (реж. К. Богомолов)

20 Ноя 2010

«Принципиальная дисгармония»

* спектакль «из ряда вон» публика восприняла как руководство к действию

Красное и черное, гробы и гвоздики, школьницы со сбитыми коленками, отрубленные головы на шестах, брошенные под ноги как поверженные знамена, монологи минут по десять – пятнадцать, и ощущение сквозняка из «окна в Европу» (недаром Олег Павлович Табаков заметил, что “его бы в Германию свозить”), и было смешно.

Итак, Турандот в театре Пушкина, это произведение новое, богомоловское, к Турандот имеющее отношение очень отдаленное, о чем на афише ясно написано: Федор Михайлович Гоцци. Вопрос только, кто у нас афиши внимательно читает? Часть зала, в основном преклонного возраста, пришла на сказку про Турандот, да еще и со стойкой ностальгией по «вахтанговской» постановке. Большинство из оставшихся до конца, не поняли абсолютно ни-че-го, о чем можно было узнать в длинном хвосте очереди, куда очереди обычно выстраиваются по окончании спектакля.

Традиционные для фьябы маски открывают действие нетрадиционными частушками: кто был в детстве в пионерских лагерях, улыбнуться. Кто не был, или настроен на иную волну юмора, не поймут. На мелодию знаменитого «Голубого вагона» – про атомную бомбардировку Америки (скатертью, скатертью хлорциан стелится), на мотив знаменитой мушкетерской песни про школу (пока, пока, пока-мушкам мы школу разберем) и так далее. Маски очень симпатичны и милы: черные парики каре, юбочки клеш – традиционная японская школьная форма, гольфы и сбитые колени. Я ожидала, что вот-вот прозвучит и знаменитая в «те» времена сказка про черную комнату, с черным роялем, и всем остальным черным пречерным, но новый сюжет старой сказки пошел дальше. И черного было там, дальше, в достатке: и в декорациях (траурный черно-красный), и в речах, и в поступках. Герои довольно скоро стали двоится, и вот тут уже, проверка на интеллект, поди угадай-ка в кого трансформируется Калаф, прибывший на состязания принцев за Турандот, и кем вдруг становится отец невесты, ее страстно целуя? Подсказка в афише – Достоевский на сцене.

Кто уходил? За нами сидела пара. На первой минуте она поинтересовалась вслух: «Что за хрень?» (это на стишках) На десятой громко стала шептать: «Хорошо, что это даром!» Через минут тридцать они, наконец-то, ушли, стало спокойнее.

Актерские работы Андрея Сиротина (Калаф) и Александры Урсуляк (Турандот) я оценила бы на хорошо, потому что стараются. Но очень заметно, что именно «стараются». Но это была премьера. А спектакль должен притереться, сыграться, так что – есть ещё время. А вот Виктору Вержбицкому, действительно браво: и даже попадание в такой ему близкий образ «вселенского злодея» не мешало и не помогало, а было где-то «за сценой». Хоть я и очень люблю его Завулона.

Не знаю, как на счет продолжения линии Wonderland-80, о котором все говорят. Кажется «Турандот» был задуман гораздо раньше. Если я о чем-то и подумала, вспоминая спектакли Константина в Табакерке, так это о сыгранности и слаженности того актерского состава, которой мне здесь, увы, не хватило. Еще не хватило антракта, когда можно было бы выдохнуть или вдохнуть. А лишним мне показались «хождения в народ», по зрительному залу то есть. Еще было лишим пространство: сцена казалась больше, чем нужно спектаклю. Больше, чем использовалась актерами, больше чем слова.

Сценография. “А не выпустить ли нам датского дога, чтобы было понятно, что дело происходит в Дании?” – говорил один известный театральный деятель. А не повесить ли над сценой вывеску CHINA и три звезды, чтобы было понятно, что действие происходит в Китае? Но надо признать настраивает на нужный «заупокойный» лад. Длинные монологи вот как раз удались и длинными не казались. Особенно те, которые исполнял Вержбицкий.

Мне было очень интересно. Следить за развитием, за сюжетом, за уходящей публикой (как своего рода частью запланированной спектакля), за тем как смотрит на сцену Римас Туминас (да, в связи с ним вспомнила про музыку в спектакле – чудесно и концентрировано написанную Фаустасом Латенасом), за тем как улыбается и даже смеется режиссер Константин Богомолов.

Это спектакль хулиганский, и тем он и интересен. Многое не понятно, и тем оно еще интереснее. И «если вы не так уж боитесь Кощея», то приходите, посмотрите-послушайте «сказку на ночь».

Автор: © Анастасия Вильчи

 


 

«Толика ненависти»

К моему величайшему сожалению, этот текст будет посвящен не театру имени Пушкина, не режиссерскому таланту Богомолова, не актерской игре Вержбицкого, и даже не безумной затее наполнить структуру пьесы Карло Гоцци «Турандот» текстами Федора Достоевского. Редкий случай, но спектакль, просмотренный накануне, произвел на меня впечатление меньшее, чем реакция присутствующих на нем зрителей.

Конечно, я не могу назвать «Турандот» Богомолова откровением свыше или премьерой сезона. Некоторые художественные решения я осуждаю, многие ходы считаю неверными. Но все это не помешает мне настоятельно посоветовать вам посмотреть и увидеть «Турандот» своими глазами – ибо дай-то Бог прожить этому спектаклю еще хотя бы полгода. Количество людей, неорганизованными толпами покидавших зал, зашкаливает за все разумные пределы. Примечательно и то, что делается это все громко, решительно, с криками «Позор!» и, прошу прощения, «М*дачье!» Ничего подобного мне ранее наблюдать не приходилось. Я раньше и думать не думал, что вокруг меня столько хамства и позерства. Я могу понять людей, которым надоело и которые хотят уйти, но понять тех, кто при этом ругается матом и плюется в сторону сцены, я понимать отказываюсь. Чем вы, дорогие сограждане, лучше девочек, матерящихся со сцены (очень скромно, между прочим, матерящихся) и так сильно оскорбляющих ваше тонкое чувство прекрасного?! Что это – затаенная под сердцем обида за кровно нажитые рубли? За проведенное не перед телевизором время? Почему Гоблину и «Камеди-клабу» можно ругаться матом, а Богомолову нельзя? Почему в фильме «Пила» расчлененка приветствуется, а десяток манекеновых черепушек в руках Урсуляк непременно должны быть освистаны? Что это – реализуемая в полевых условиях потребность выразить свою непримиримую общественную позицию? Потребность бойкотировать хоть что-нибудь и подвергать обструкции хотя бы кого-нибудь?

Знаете, придумать что-нибудь более мерзкое затруднительно. Если кто-то способен назвать происходящее на сцене глумлением, то даже в соответствии с терминологией этих ценителей искусства поведение зала можно назвать в лучшем случаем кощунственным.

Любопытнее всего, что на деле у Богомолова нет и намека на какой бы то ни было радикализм. Кроме четырежды употребленного «бл*дь», выбегающего на пару мгновений рабочего с бензопилой да нескольких садистких стишков никакого вклинивания в текст Достоевского практически не наблюдается. Можно, конечно, допустить, что зрители были возмущены инцестуальным разрешением конфликта или прочитанным не к месту стихотворением Северянина «Мороженное из сирени». Можно, конечно, допустить, что все те, кто ушли, восприняли в штыки оборвавшуюся на полуслове линию Аглаи или не одобрили сопоставления Рогожина с Альтоумом. Можно, конечно, допустить, что причиной ухода послужило несовпадение точек зрения зрителя и режиссера на «Идиота» и «Турандот». Но монологи Достоевского в устах Вержбицкого чудо как хороши! Мир Турандот в видении Богомолова завораживает!

Люди ушли, потому что спектакль медленный, тягучий и тихий. Люди ушли, потому что им стало скучно. Человек, читавший «Идиота», не выйдет из зала с криком «М*дачье», «Идиот» бы его научил, что это, мягко говоря, неприлично. Людям дали предлог уйти – ну как же, на сцене, извините, оскверняют классику! Оскверняют «наше все» Достоевского! Мы не можем терпеть! Нам невыносимо это видеть! Людям дали предлог уйти громко – а как, должно быть, приятно уйти с представления, устроив напоследок свое. (Аккуратно, пафосная концовка!) Да, люди ушли. И хочется верить, что такие люди больше никогда не вернуться!

Автор: © Айнеж Вихарев

Благодарность блогу Альтернативный взгляд на WordPress за помощь в разработке сайта.

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>