Информационное агентство
Home » Синема » Ты и я /Io e te/

Ты и я /Io e te/

05 Мар 2013

Среди фильмов есть такие, которые не столь занятны по форме и содержанию, но представляют интерес в качестве новой вехи творческого пути режиссера. Предыстория создания становится ключевым аспектом для восприятия.

«Ты и я» – это камерный фильм, практически все действие которого происходит в ограниченном пространстве – в уютном подвале дома в Риме, где четырнадцатилетний Лоренцо решает пожить неделю в поисках одиночества вместо поездки в горы с одноклассниками.  Неожиданно его уединение нарушает сводная двадцатипятилетняя сестра Оливия, которая пришла за старыми вещами, но в итоге остается с Лоренцо на неделю. Брат и сестра на протяжение всего фильма разговаривают, ругаются, молчат, веселятся и пытаются друг другу помочь : она – наркоманка и хочет «очиститься», а он просто учится общаться. Один приходит в подвал, чтобы спрятаться, другая – чтобы спастись. Через неделю Лоренцо и Оливия выходят на улицы утреннего Рима друзьями, и оба дают друг другу обещания стать лучше.

В итоге получилось сентиментальное, незамысловатое кино про двух молодых людей современной Италии. Обычный фильм с отличным саундреком и ровно одной потрясающей сценой (Лоренцо смотрит вверх и видит, как по стеклянной крыше на фоне дома ходят его родители).

Намного любопытнее воспринимается фильм, если вспомнить то, что это первый за много лет кинопроект давно признанного классика итальянского кинематографа. «Ты и я» становится по-настоящему интересным только в контексте творчества самого режиссера.

Несколько лет назад Бертолуччи заявил, что больше не будет снимать кино. Но в 2010 году Никколо Амманити написал роман «Я и ты», и Бертолуччи приступил к съемкам, несмотря на то, что не может самостоятельно передвигаться.

Долгое время мэтра в его творчестве беспокоила проблема перерождения старой Италии и старой Европы в нечто новое. Его фильмы были пронизаны неизбежным разочарованием, ностальгией и дымкой утрат. И все это Бертолуччи снимал через призму эротизма и своеобразных человеческих отношений.

И вот спустя много лет Бертолуччи предстает перед зрителями с совершенно не свойственной ему картиной. Здесь нет скрупулезно проработанного замысла и огромной подготовительной работы – фильм во всех смыслах простой.

Удивительно то, что в фильме «Ты и я» впервые за долгое время показана надежда на будущее. В картине аккуратно обходится стороной тема сексуальности, вернее, она здесь разумеется есть, но в несвойственной Бертолуччи целомудренной манере. И самый эффектный момент – танец – становится кульминация единения молодых людей и аллегория освобождения. Все просто.

И возможно, красота и поэзия ускользнули, но не безвозвратно. Режиссер дает шанс утраченному искусству, новой Италии. Оливия, возможно, снова начнет фотографировать и творить. А Лоренцо откроет себя внешнему миру.


Автор: © Анастасия Курляндцева

 

Исследовательская драма о замкнутых пространствах.

Четырнадцатилетний интроверт Лоренцо (Якопо Ольмо Антинори), вместо горнолыжного курорта с одноклассниками, предпочитает закрыться в пыльном подвале, послушать музыку, почитать книжку про вампиров и понаблюдать за муравьями, но его сводная сестра Оливия (Теа Фалько), неожиданно вломившись в его убежище, рушит все его планы.

Бернардо Бертолуччи, обладатель бесчисленного количества премий и наград, в том числе и такой, как вклад в мировой кинематограф, девять лет заставивший нас томиться после эротичных «Мечтателей», наконец представил свою новую картину, в которой он так же сталкивает главных героев в замкнутом пространстве, только теперь оно сужается до подвала.

Удивительно, как семидесятидвухлетний режиссер чувствует своих молодых героев, таких сложных и разных. Он – прыщавый подросток, гипертрофированно интровертный, даже на переменах стоит в стороне от сверстников, отгородившись от реальности музыкой. Она – молодая красавица, фотохудожница, страдающая от героиновой зависимости.

Хрупкий мир взросления, исследование собственного я Лоренцо, который за короткие семь дней, наблюдая ломку сестры, доставая ей сильнодействующие лекарства и ухаживая за ней, выбирается из своей раковины, понимая, что наблюдать за людьми может быть гораздо интереснее, чем за муравьями. Оливия, переносившая обиды на отца на сводного брата, резкая, сумасшедшая, начинает испытывать к Лоренцо сначала доверие, а потом и нежность.

Как и в почти каждом фильме режиссера, четко ощущается время, утекающее сквозь пальцы, которого никогда не вернуть. Сразу после просмотра появляется чувство, что тебя обманули, что это совсем не то, чего ты ожидал, но пройдет совсем немного времени, и, переслушивая саундтрек, тонкое послевкусие-воспоминание о фильме дает понять, что на него стоило тратить время и деньги на билет в кинотеатр.

Новый фильм великого режиссера весь похож на танец героев в конце фильма – Бертолуччи танцует со зрителем, напевая ему песню Девида Боуи на ухо по-итальянски.


Автор: © Дарья Ревина

 

Производство: Италия, 2012
Жанр: драма
Продолжительность: 103 мин.
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Сценарий: Никколо Амманити, Умберто Контарелло, Франческа Марчана, Бернардо Бертолуччи
Оператор: Фабио Чанкетти

В ролях: Теа Фалько, Якопо Ольмо Антинори, Вероника Лазар

Премьера (мир): 23 мая 2012
Премьера (РФ): 21 февраля 2013

 

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>