Информационное агентство
Home » Синема » Дневник неофита: день второй. Открытие ретроспективы фильмов Ульрике Оттингер

Дневник неофита: день второй. Открытие ретроспективы фильмов Ульрике Оттингер

25 Июн 2016

Театральный и кинорежиссер, художник и фотограф Ульрике Оттингер в этом году – член жюри ММКФ. Со своей стороны фестиваль презентует ретроспективу творчества немецкой художницы на московском широком экране.

Фильмы Оттингер очень театральны. Причем их театральность наследует традициям немецкого театра ХХ века: экспрессионизм визуального ряда сочетается с брехтовским остранением и социальной проблематикой. В общем, если коротко, то это ни на что не похоже и одновременно очень узнаваемо.

Картина, открывшая ретроспективу Оттингер, называется «Дневник пьяницы. Билет в один конец» и датируется 1979 годом. Сама Оттингер перед началом сеанса рассказала, что этот фильм – своеобразное признание в любви тому авангардному и отвязному Берлину, которого больше нет и не будет.

Однако Берлин выступает лишь фоном сюжета. Главная героиня «Дневника пьяницы» – богатая красавица, прилетевшая в Берлин из некоей Ла-Ротонды, чтобы предаться своей единственной страсти – пить с утра до вечера. В Берлине блестящая иностранка знакомится с бомжихой-алкоголичкой, своим альтер-эго. Вдвоем женщины путешествуют по злачным местам Берлина, в которых, конечно же, пьют. Бомжиху и аристократку – противоречивые грани женского характера – постоянно сопровождают аллегорические персонажи: Здравый Смысл, Социальный Вопрос и Точная Статистика – три женщины в сером, которые ведут нудные диалоги о женском алкоголизме и положении женщины в обществе. Таким образом, в фильме два групповых героя – Женщина, которая делает то, что хочет, и Окружающая ее среда. Явного конфликта между ними нет, хотя Оттингер всячески подчеркивает антагонистичность своих героев: начиная с цветовых гамм костюмов, заканчивая целью путешествия той и другой группы.

Вообще, путешествие – один из лейтмотивов творчества Оттингер. Но путешествие в «Дневнике пьяницы» как будто статично, и для главной героини оно не имеет какой-либо четкой результативной цели, поэтому не может закончиться. Финальная сцена на лестнице (видимо, социальной) не воспринимается как, собственно, финал, итог. Толпа, наводняющая кадр, равнодушна, как и положено толпе, к обессиленной женщине, а женщина, в свою очередь, на протяжении всей картины демонстрировала такое же равнодушие к окружающим.

В общем, идейный посыл фильма угадывается довольно просто. Вместе с тем, насыщенность и эксцентричность изобразительного ряда картины размыкает рамки сугубо социальной проблематики. Оттингер активно использует принцип иронии, то заставляя зрителя вникать в рационалистские рассуждения о женском вопросе, то погружая аудиторию в иррациональный художественный мир, провоцируя нас на чувственное восприятие всего происходящего с героинями в ностальгической атмосфере Берлина 1970-х.

Конечно, постоянное переключение от эмоций к рассудку и обратно требует определенных внутренних затрат, но отдавшийся воле Оттингер зритель обязательно будет вознагражден послевкусием от «Дневника пьяницы», одновременно и терпким, и воздушным, и вдохновляющим на собственные сумасбродные подвиги.

© Фролова Надежда

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Надежда Фролова

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>