Информационное агентство
Home » Синема » [Московская премьера IX] Упражнения в прекрасном

[Московская премьера IX] Упражнения в прекрасном

04 Сен 2011

Спектакль Шамирова «Упражнения в прекрасном», с премьеры которой прошло почти два года, в свое время понравился мне всем, кроме одного: я не увидел в нем того, чего обычно жду от драматического театра. Как и «Квартет И», а задолго до «Квартета» – Театр Миниатюр Аркадия Райкина или дуэт Мироновой-Менакера, это превосходный эстрадный спектакль, не больше и не меньше: [ссылка]

Фильмы на основе эстрадных спектаклей – тоже не новый формат, и тут можно перечислить те же имена, от Райкина до «Квартета И», которые «экранизировали» чуть ли не весь свой активный репертуар, причем я бы отметил – небезуспешно, киноверсии оказались едва ли не удачнее театральных первоисточников, а «День выборов», по моему убеждению, так и вовсе – лучшая руссоязычная сатирическая комедия за последние лет пятнадцать минимум. Но ни в одном из упомянутых случаев кинеметографисты не ставили перед собой задачи сделать «кино». Шамиров же в «Упражнениях…» стремится не просто перевести сценическое сочинение на экран, дабы расширить аудиторию и, давайте прямо скажем, заработать, но, похоже, старается создать нечто самодостаточное.

«Упражнения в прекрасном», приведенные к формату полного метра, у меня вызывают недоумение. Актеры те же (за исключением исполнительницы единственной в спектакле и главной в фильме женской роли – Анну Островскую заменила Ксения Радченко), и почти тот же, с некоторыми добавками, купюрами и вариациями, набор сценок. Фильм и чисто формально делится на 11 сцен, которые отбиваются заставками с виньетками и прочими графическими изысками, хотя это деление абсолютно условно. В финале, правда, вместо развернутого эпизода из вымышленной пьесы «Трактат о прекрасном» персонажи просто появляются в костюмах 18 века на перроне вокзала – и это прекрасно, потому что финал спектакля в свое время мне показался совершенно невыносимым. Но уходя от «эстрадной» природы первоисточника в сторону чисто кинематографической выразительности, Шамирова так никуда и не дошел, застрял по дороге.

В спектакле было много конкретики, в том числе географической: гастрольный маршрут персонажей начинался на Курском вокзале, добирались они до Самары, а в Тольятти уже не попадали, и самым лично для меня замечательным эпизодом бы, понятное дело, ульяновский. В фильме от этой конкретики остался только Курский вокзал, все остальное – безликая условно-обобщенная провинция. Отдельные моменты, правда, удались, например, сцена, где Калинин, персонаж Гоши Куценко, пьет с местечковым князьком-бизнесменом-бандитом и вынужден потом спасаться от него бегством, Вася-Константин Юшкевич рубится в компьютерную игру, а вальяжно-манерный и вечно печальный Алик Свенцицкий в исполнении самого автора-режиссера Шамирова слушает «Изгиб гитары желтой» за столом со своими бывшими однокашниками по Саратовскому училищу, которым повезло в жизни меньше (еще меньше), чем ему, но они на доступном им уровне тоже «умеют нести свой крест и веруют». Но в целом философско-элегические ноты, отрешенно-печальный взгляд и лирические интонации вовсе не украшают фильм и не обогащают его тем, отсутствие чего не позволяет воспринимать театральные «Упражнения в прекрасном» как драматическое произведение, но только как эстрадное – а попутно еще и «утяжеляют» действие, лишают его динамики, внутренней энергии, для кино куда более важной, чем для театра, где играть на перепадах ритма проще. Чем больше фильм Шамирова стремится к «кино» – тем менее он интересен. Вот спектакль-прародитель не стремится же непременно быть «театром», но лишь игрой в театр, рефлексией на тему того, что такое театр и каково в нем жить – ну так и не надо, и без того все прекрасно.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2011
Жанр: драма
Режиссер: Виктор Шамиров
Сценарий: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич
Оператор: Семен Яковлев

В ролях: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Ксения Радченко

 

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>