Информационное агентство
Home » Синема » Утомленные солнцем-2: полная версия

Утомленные солнцем-2: полная версия

05 мая 2011

После премьеры «Цитадели» Никита Сергеевич улыбался. И люди, его обступившие в фойе кинотеатра «Октябрь» тоже улыбались. И даже что-то такое скандировали: «Михалков! Михалков!» Ничего подобного не было на  премьере первой части.

Ошибка номер раз, в разделении фильма на две неравные по эмоциональному общему фону, темпу и сюжетной завершенности части, обернулась для первого фильма, «Предстояние» провалом. Но простая и незамысловатая зрительская логика подсказывает: если фильм двух серийный, а развязки все во второй серии, то зачем я буду смотреть 1-ю серию за полгода до второй? И в этом случае еще одна ошибка, номер два, равнение на Голливуд, где подобные примеры успешно собирали кассу: так поступили с «Пиратами Карибского моря» и с одной из частей «Гарри Поттера». И вот я, как зритель, такие эксперименты не жалую. Попустив спокойно 1-ю часть полгода назад, я посмотрела ее вместе со 2-ой. Подряд. Сейчас. И могу сказать теперь о фильме в целом: это хорошо. И «Цитадель» явно более хорошо.

Фильмов об этой войне у нас снимали много. И сейчас снимают.  Хорошие они или плохие? Как оценить? Для этого надо понять для чего и для кого хорошие? И для кого плохие? И какие цели преследует фильм:  достоверности, передачи ужасов и тягот войны, художественного замысла сценариста и режиссера, привлечь внимание молодежи, чтобы помнили и не забыли. Для чего? Целей много. А вот мой дед-фронтовик говорил о военных фильмах так: невозможно показать, что было на самом деле. Это было настолько ужасно, и в то же время настолько буднично в тот момент и привычно, что спустя годы иногда казалось сном. А бабушка, участница войны, прошедшая пешком всю Европу, добавляла: «и не надо показывать, что было на самом деле! Зачем им (нам внукам) это видеть? Мы для того и воевали, чтобы такое не повторилось».

Так вот, если гнаться за достоверностью, то путь изучения документов из архивов, беседы с ветеранами и т.д. – правильный путь. И оправданы тогда длинные панорамные съемки убитых кремлевских курсантов, отрубленные ноги, искалеченные тела, размозженные головы и намотанные на гусеницы танков ключи от довоенной квартиры, в которой так и не пришлось пожить.

На войне было много чего. И говорят, что самое неправдоподобное – правда и есть. Но все равно, даже если принять за аксиому, что все случившиеся военные сюжетные события фильма имели место когда-то на войне быть, для меня несколько странен выбор некоторых из них. Про то, что фашисты насильничали женщин в деревнях, сжигали за убийство своих двоих всю деревню в несколько десятков дворов, и топили суда красного креста всем известно. Но это выбор автора сценария, значит, ему это казалось важным и нужным.  Многие ругали голую жопу фрица из первой части, но она-то как раз мостик между тем, о чем мало говорят: суда с красным крестом обычно не трогали, чтя булонскую конвенцию. А здесь (в первой части) роковое стечение обстоятельств: наш не выдержал и выстрелил, друг убитого немца не выдержал и отомстил,  и в итоге тысяча смертей, которых могло бы не быть. Еще ругали сцену с умирающим солдатом и Надей, когда он просит медсестру показать ему грудь. Тоже, не избитый военный пример. Умирающий в страшных мучениях 19-летний парень,  а рядом живая девчонка, его ровесница, и распахнувшаяся гимнастерка. Все понятно. А снято так, что грудь и не видно. К чему шумели? И на мине, в конце концов, тоже можно куда-то доплыть. Иногда. Если очень повезет.

А фильм у Никиты Сергеевича получился о беспрецедентном везении главных героев. Хотя и это спорное утверждение. Ведь разве можно назвать везением арест и все последующие мытарства Котова? Да, вернули генеральские погоны. Но он их заслужил даже по суровым законам военного времени. И штрафбат ему уже трижды предлагали покинуть. Сам отказался. Потому что искал смерти. Потому что не знал о том, что родные живы.

Разве можно назвать везением путь от пионервожатой лагеря до медсестры на передовой Котовой Нади? Везение, то, что жива. А контузия? И наверное, сцена истерики Маруси, когда уже всеми похороненный комдив Котов, вдруг вернулся на пару с Митей все в тот же загородный уютный дом из первых «Утомленных солнцем», докажет, что везение для героини Виктории Толстогановой тоже весьма условно. Да, не посадили, не расстреляли, стала женой НКВДшника Мити, одета-обута-не голодает вроде. Всё относительно. Всё призрачно. И со своей колокольни, учат нас, не суди.

Так что фильм о судьбах. Разных. И вот таких, иногда сказочных, как у въезжающих во главе танковой колонны генерала армии Котова,  сидящей рядом его дочери лейтенанта Нади, направляющихся по стрелке: на Берлин.

Михалков сказал со сцены перед премьерой, и повторил потом в камеры для СМИ, что он делал фильм о том, что все в мире взаимосвязано. Все едино и имеет общее начало. Паучок иногда решает исход битвы, а комарик – спасает жизнь. Последние слова меня несколько напугали, признаюсь, слишком уж фольклорно они прозвучали. Да, можно, конечно, связать события, повернувшие вспять мировую историю с некими «природными мелочами», размотав любой исторический поворот от исходного невидимого нЕчта. Например, если бы бабочка села на лобовое стекло некой машины, то водитель мог бы свалиться в кювет, а пассажир мог бы погибнуть и этим пассажиром мог быть «вставьте ненужного истории монстра – персонажа на выбор». Но эта философия довольно спорная. Но хоть и витиевато, но именно она  вложена в уста священника, крестившего Надю на мине. Надя же запомнила и «проповедует» эту мысль:  господи сделай так, чтобы моя воля не перебила твою. Т.е. слепо подчиняться судьбе? Другими словами: всё в мире предопределено Господом и всё в руках его?

Напугавшие меня насекомые, действительно отдельные герои второй части фильма. Комар, вылупляясь на начальных титрах, позволяет нам увидеть людей в окопах через свои глаза-объективы (смотрела и думала: голливуд, аватар, только разве комары так видят?) слегка размытыми. Один из героев, наклонившись чтобы убить комара, чудом избегает смерти от снайперской винтовки. А тот же снайпер, потянувшись за паучком, будет убит нашим стрелком, притаившемся на березе. Смерть в бункере спровоцирует пожар, пожар взрыв, а большой боезапас сыграет с  фашистами злую шутку: неприступная цитадель взлетит на воздух. Подорвавшись на собственных снарядах. Аллилуя!

Все военные масштабные и снятые неимоверными усилиями сцены «Предстояния» как-то вязнут, застревают и не двигают вперед сюжет фильма. «Цитадель» местами тоже вязнет. Хочется подтолкнуть ее, но уже не так нещадно. Спасает развитие истории, которая собственно и волнует. Истории любви Котова, Мити, Маруси, история любви отца-комдива и дочери Нади. Именно личное, именно судьбы полюбившихся в первом оскароносном фильме героев волнуют всех. А исход войны нам всем известен: наши дойдут до Берлина. А значит, наши возьмут цитадель. И все другие цитадели на пути к Европе тоже возьмут. А вот в кого и как превратился милый мальчик, виртуозно играющий на рояле, о чем знает даже товарищ Сталин (Максим Суханов – почти не узнаваем и в рябости сталинской очень хорош! Получился новый непривычно не глянцевый Сталин)? Какая-то ходячая бездушная глыба, бездушная и бессердечная даже в своей любви к Марусе. Олег Меньшиков чудесно играет уже не человека, а машину, едущую по рельсам истории, и даже смерти он хочет как-то без эмоционально и равнодушно. Его подполковнику  поручено разыскать комдива Котова и вручить ему генеральские погоны. Казалось бы, нереальное задание: среди миллионов отыскать иголку в стоге сена. Но они находят друг друга. Чтобы…не убить.  И, чуть не погибнув рядом при штурме цитадели,  Арсентьев спасает от расстрела Котова, который  напал на командующего Армией. Протягивая комдиву заряженный револьвер, и рассказывая о том, что жена не убита, жива, и он ее сохранил для себя, развенчав миф о безгрешном комдиве, явно желает себе смерти герой Меньшикова. Котов же, хоть и выть готов, и глотку перегрызть Мите, но стреляет в воздух. Вообще Котов, по версии автора фильма, похоже переродился, пройдя лагеря и штрафбат. И получая свои генеральские погоны и приказ Сталина (чаю хочешь? А сахар? Ни письменного ни устного приказа не будет) взять цитадель штурмом, чуть не плачет, наблюдая за 15-ти тысячной толпой, обреченных на смерть.

И вот эти поступки – почему не убил Котов Митю? Почему Митя заменил ему 58-ю статью на уголовную еще в лагере? И другие человеческие «почему» в фильме – это суть истории. Это интересно смотреть. На фоне военных действий. Лучше всего удались Михалкову-режиссеру сцены не войны, а «быта»:  почти не изменившегося  дома с тетушками-фрейлинами, дядюшкой в кресле-качалке и Марусей, оказавшейся вдруг замужем за Кириком. Трогают глубже. Или свадьба безногого солдата (Павел Деревянко – отлично). Или приказы пьяного командующего Армии. Кстати, вот в эту сцену почему-то безоговорочно веришь. Зал просто застыл. В общем, лучше всего вышли комары и паучки, мышки и бабочки.

Актерские работы получаются, под руководством Никиты Сергеевича очень часто, возможно поэтому к нему попасть на съемочную площадку – как счастливый билет вытащить. Кроме отмеченных уже Олега Меньшикова и самого Котова, хочется назвать Владимира Ильина, Сергея Маковецкого, Надежду Михалкову (кто-то пошутил уже, что контузия ей пошла на пользу), да, собственно очень многих можно вписать в этот ряд заслуженно. Инна Чурикова и в эпизоде – звезда. Это в плюс.

А в минус, обещанной в заголовке «полной версии» фильма, после отсмотра двух частей,  так и не сложилось. Куски. Куски. Нарезка. Мозаика из военных и тыловых эпизодов. Кое-где сквозными персонажами склеенная. А порой распадающаяся на новый узор, как в детском калейдоскопе. Повернул – одна картинка. Еще повернул – трак-трак, уже другая. И прибор один вроде, и набор стекляшек в нем внутри один, а вот не фильм, а зарисовки о войне и по мотивам «Утомленных солнцем».

Сказки случаются и в жизни. И на войне. Можно верить и не верить. Но история моей семьи тому доказательство: можно быть убитым в первые минуты войны, можно даже не дойти до передовой, как один из бабушкиных братьев. А можно пройти всю войну не получив ни одного ранения. Как она сама. Или выжить под Сталинградом, как дед. А потому иногда можно с палками в руках штурмовать цитадель.

Производство: Россия, Германия, Франция, 2011
Жанр: драма, военный
Продолжительность: 160 мин.
Режиссер: Никита Михалков
Сценарий: Никита Михалков, Глеб Панфилов, Владимир Моисеенко
Оператор: Владислав Опельянц
Композитор: Эдуард Артемьев
В ролях: Никита Михалков, Надежда Михалкова, Олег Меньшиков, Артур Смольянинов, Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Дмитрий Дюжев, Анна Михалкова, Максим Зыков, Максим Суханов и др

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

1 отзыв

  1. Павел:

    Посмотрел полную версию «Утомленного солнца-2″ по ТВ.
    По мне – лучший фильм 2011 года, а Н.С.Михалков лучший режиссер и актер.
    В любом случае, буду использовать всякую возможность, сказать ему об этом лично и во всеуслышанье….Большое спасибо за фильм!!!

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>