Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Узбек» в театре им. Йозефа Бойса

«Узбек» в театре им. Йозефа Бойса

06 Окт 2012

О добром узбеке замолвите слово

Синий спортивный костюм и коричневые остроносые туфли – в ярком свете софитов стоит молодой человек и рассказывает, почему он не узбек. «Вы не подумайте, на мне не костюм гопника – шутит он – Так одевается каждый уважающий себя узбек»

На моно-спектакль «Узбек» Талгата Баталова (он же режиссер, он и единственный актер) решила сходить, потому что каждый день вижу около дома дворников из Узбекистана в спортивных костюмах, а недавно делали ремонт и нанимали мастеров-узбеков. Я наблюдала за их работой, и взаимоотношениями – любопытно и необычно, один трудится, не покладая рук, честно и ответственно выполняя свою работу. Другой сидит, глазеет на работящего товарища и просит деньги за работу вперед. Они такие разные, но что удивительно – друг за друга держатся горой, всегда спешат земляку на помощь – будь то родственник, сосед или просто незнакомец с их родины. И все у них так просто, так бесхитростно – у тебя чего-то нет, зашел к соседу – взял у него. А у нас ведь все по-другому, совсем другой уклад, ребята, вас тут не понимают! Сразу стало интересно, что может сказать на эту тему человек, который прожил в Узбекистане большую часть жизни, человек, который столкнулся с непониманием, приехав в чужую страну.

От просмотра спектакля получила огромное удовольствие: манера подачи совершенно не банальна и привлекательна. Представьте себя в большом помещении, кирпичные стены, балки, цементный пол, неужели это театр? По периметру помещения раскиданы самые обыкновенные картонные коробки – может узбек не закончил ремонт? Посередине зала поставлены стулья в круг спинками друг к другу, неужели будем играть в детскую игру «Кому достанется стул?»? Но нет, все это зрительские места.  Гаснет свет, зажигаются софиты, появляется ОН – узбек по паспорту, но не по национальности – Талгат Баталов. В течении часа весело и непринужденно, с долей иронии парень рассказывает о своей непростой жизни и проблемах мигрантов. Талгат легко перемещается по периметру зала из одной точки в другую, как бы танцуя вокруг зрителей – постоянно поворачиваясь, они следят за ним, ни на минуту не теряя нить повествования автора.

Что касается самого спектакля-монолога, на мой взгляд, работа супер актуальна – проблемы мигрантов волнуют общество и политиков все  больше. Слушаешь немудреный рассказ и не удивляешься – каждый из нас сталкивается с мигрантами каждый день, сочувствия и сопереживания они почему-то уже не вызывают. А между тем по ходу действия все чаще возникает мысль – с мигрантами нужно что-то делать, а сперва хотя бы начать относиться к ним лучше.

Монолог продолжается – из разбросанных коробок Талгат достает различные документы – на свет появляется зеленый паспорт гражданина Узбекистана: в графе «национальность» стоит «татарин», но в Москве Талгата упорно зовут узбеком. Его проблемы наднациональны, слушаешь монолог артиста и понимаешь, что  национальность не столь важна – русского, приехавшего из Узбекистана, также могут  назвать узбеком. Затем появляются два военных билета – узбекский темно-зеленый и российский светло-голубой – в любой стране можно откосить от армии. Вот отказ от узбекского гражданства, вот регистрация в …ской области, селе N, Российской Федерации. С каждым документом у Талгата связана своя история, затрагивающая проблемы мигрантов. Актер рассказывает о своих походах в различные российские инстанции с целью получить регистрацию – то, что говорят посетителям почтенные дамы-служащие, порой доходит до абсурда. «Нужны отпечатки пальцев. Ах, у вас нет одного пальца? Предоставьте справку, что его ДО СИХ ПОР нет!» Что за чушь, скажет любой разумный человек, но это наша действительность, с ней не поспоришь. Ты размышляешь над всеми этими вещами, а тем временем актер передает все свои документы (причем оригиналы!) зрителям – мол, возьмите, почитайте, мне не жалко!

Дабы не наскучить зрителям чтением документов, Талгат включает пленку с записью его разговора с мамой, которая живет в Узбекистане с рождения – удивительно, но она довольна своей жизнью, в другом месте и не хотела бы жить. Так почему столько жителей Узбекистана бегут из родной страны? Понятно, что они приезжают в Россию в поиске лучшей жизни, в поисках работы, при этом, живут в подвалах, работают дворниками, продают шаурму, делают ремонты. Правительство проводит кучу заседаний по вопросам мигрантов, выдвигает законы, пытается проводить реформы для того, чтобы улучшить ситуацию с гастарбайтерами в стране. Но, как обычно, дальше слов дело не доходит. По большому счету, никому в России до них и дела нет, однако, и места им тут тоже нет. Стоит только тем же узбекам-таджикам оседло устроиться на чужой русской земле, например, построить небольшую деревеньку из тщедушных картонно-деревянных развалюх, тут же приезжают бульдозеры, сравнивают постройки с землей и раздается сакраментальный вопрос: «Ты кто такой? Давай, до свидания».

В финале идет фрагмент из фильма о Великой отечественной войне – узбекская семья приютила осиротевших детей в своем доме – тогда было не важно, русские это дети, или узбекские, все стали своими! Хороший урок для сегодняшнего времени – нельзя забывать о сочувствии, сопереживании и, наконец, о гостеприимстве!

Что сказать в заключение? После просмотра спектакля я не открыла для себя Америку – все проблемы известны, мы сталкиваемся с ними каждый день. Похвально, что появляются такие люди, как Талгат Баталов, которые пытаются что-то изменить, достучаться до общественности. Вопрос в том – получится ли?

Автор (с) Василец Наталья

Говорим «узбек», подразумеваем «гастарбайтер, нелегал». Человек с азиатской внешностью, учитывая это, сразу предъявляет документы. Самые настоящие паспорт и свидетельство о регистрации автора-актера передают из рук в руки зрители, размещенные  в кольце из неоновых труб  прямо в центре зала. Через час в спектакле «Узбек» все прояснится и с гражданином гастарбайтером и со специфическим решением пространства.

У Талгата все окажется не совсем так, как вы поняли из названия спектакля. Однако главное подметили верно:  он здесь – чужой. Его паспорт – зеленый, а нужен красный. Регистрация по месту жительства – в Ташкенте, а нужна – в Москве. Талгат рассказывает о том, как придумал этот спектакль, и предыстория, обрастающая подробностями и отступлениями, становится самим спектаклем. Материал – личный и уникальный.  Автор-актер, прежде чем поступить во ВГИК, прошел школу самого безжалостного театра. Я подразумеваю, конечно, театр  абсурда – бюрократический адок эмиграции.

Сначала кажется, что все, что Талгату есть предложить – просто дружеская болтовня. Отлично сидите узким кругом.  На пятой минуте монолога  появляется ощущение лекции-обсуждения «Как переехать в Москву из стран СНГ». На десятой – вообще дружеского квартирника: парень пародирует работниц паспортного стола, всеобщий восторг. Но на 15-ой минуте – бах – и в ход идет сценография или открытое пространство,  или нет – это всё унылая терминология. Просто вдруг обретают смысл и загадочные неоновые трубки, что опутывают зал, и вы сами, наблюдающие за одиноким «узбеком» из своего уютного круга. Так, остановимся за секунду до спойлера. Ваше местоположение – тонкая метафора, задумайтесь.

Итак, «Узбек» начинает вертеться вокруг вас.  Скоро выясняется, что моноспектакль – театр не одного актера. Талгат зачитывает расшифровки голосов маленьких московских узбеков и их больших авторитетов. Из электронных и бумажных носителей выхватываются живые дискуссии  с родителями. «Высказывается» даже Владимир Путин «фром хиз харт». Квартирник оказался многолюднее, чем вы думали.

К концу часа вам уже очевидно, что история условного узбека – это не просто болтовня. Это – талантливая дружеская болтовня, которая таит в себе целое расследование. Вы вместе с Талгатом вдруг натыкаетесь на абсурдные законы и бытовой национализм. Обнаруживаете потрясающую дремучесть президентских высказываний и трогательную простоту исповедей гастарбайтеров. Здесь лишь точки зрения, обрывки писем и фильмов – своего рода пазл. Но сюжет его, как ни крути, политизированный.

Автор (с) Александра Гурьянова

 

 

 

 

Метки:
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>