Информационное агентство
Home » Скена » В ожидании варваров

В ожидании варваров

13 мая 2016


театр под руководством О. Табакова

Режиссер Александр Марин поставил спектакль по роману нобелевского лауреата Джона М. Кутзее, и это первое сценическое воплощение романа в России. Если вы не читаете всех нобелевских лауреатов, что теоретически возможно, но практически сложно, то два слова о чем роман. На границе некой безымянной империи живет Судья, главный герой романа. Он в городке выполняет что-то вроде функций мэра, уважаем, не молод, одинок, но не чурается женщин, решая эти мужские потребности просто: с помощью постоянной подруги-проститутки. Нагрянувшие с визитом из Центра империи люди из 3-го Отдела (говорится с придыханием, чтобы сразу было понятно что за отдел и какие наиважнейшие функции ему доверены государством), переворачивают привычный мир горожан, развязывая на пустом месте войну с теми, кто живет за пределами границ. Именуют их по-имперски «варварами», само собой считая себя и выше, и умнее, и в праве лезть в чужую жизнь соседских народов. Не отражая набеги варваров, как значится в идущих в центр отчетах, а нападая сами, сотрудники 3-го Отдела решают таким образом свои далеко идущие имперские планы по выявлению и предотвращению не существующего мятежа варваров, разрушая спокойствие в приграничном городке, которое было до их появления, и не скоро восстановится после их вынужденного ухода.

Вот на этот политически внятный сюжет о тоталитарных государствах, их кровавых отделах, перевернутой морали, смыслах развязывания войн, фашистской идеологии, ложится сверху история конкретных людей, мужчин и женщин. История любви, похоти, ненависти, стойкости и хрупкости человека, жалости и предательства, потери или сохранении человеческого лица.

Кутзее в своем романе рассказывает о том, как шаг за шагом ломают человека, как легко на самом деле его сломать, но как может воскреснуть, сохранив внутренний стержень любой, сохранивший рассудок, совесть, жалость и человеческое достоинство. Самое часто повторяемое слово «человеческий» в противовес «варвары», и роман несет такую ясную мысль, как «не будьте варварами!» существующим сегодня империям, или государствам, причисляющим себя к таковым. Что случится с империей без имени из романа Кутзее режиссер Александр Марин не озвучивает, оставляя открытым финал. А вот как на сцене сыграть все то, что описано словами нобелевского лауреата? Как сыграть пытки, как передать всю бесчеловечность происходящего, ужас, раздавленность, зверства? В спектакле Александру Марину помогает камерное пространство Табакерки и он сам, как сценограф, хореограф Николай Реутов и замечательные актеры: роль Судьи у однокурсника режиссера народного артиста России Андрея Смолякова, в роль жестокого полковника Джолла вживается Александр Фисенко, Зоуи чувственно и откровенно играет вчерашняя выпускница Анастасия Тимушкова, а роль Девушки-варварки, ставшей для Судьи помимо воли катализатором всех его бед, но и спасительницей, прекрасная актриса Яна Сексте. Роли лейтенантов и солдат отданы совсем молодым актерам, чтобы разительнее был контраст их издевательской манеры над уважаемым не молодым уже человеком (и актером Смоляковым), и ребята справляются с этой задачей.

Для Андрея Смолякова эта главная роль — испытание на прочность, прежде всего физически, но и, как говорит сам актер: «Это счастье — изматывать себя на сцене». Для актрисы Яны Сексте, ее роль на противостояние своей эксцентричной натуре, и на расширение актерского диапазона, вызов своего рода, ведь все страсти и переживания актрисе приходится играть приглушенно, не видя (ее героиня ослепла), не двигаясь (она покалечена) и разве что вволю отпуская себя на хореографических этюдах.

Спектакль взрослый, в том смысле, что возрастная маркировка 18+ на афише, не пустой звук. Не только из-за откровенно сыгранных сексуальных сцен, сцен насилия, пыток и убийств. Нужен некий пласт знаний, не доступный еще школьникам. Авторы вызывают зрителей на разговор о роли человека в социуме, о влиянии окружения на его выбор и поступки. Спектакль сценографически несет в себе все оттенки серого, черного и ржавого. Выплеснутая на стены красная жидкость, имитирующая кровь, тут же растворяется в серости пыточных камер, поступков палачей, окружающей героев действительности. Ценность же героев романа, помимо стольких не теряющих злободневности тем, в том, что они не идеальны, они не черные, не белые, они совершают поступки не правильные или не правильные, а …разные. Что так свойственно человеку, людям. Простым людям. А значит вы будете смотреть спектакль про себя.

Кроме социальных аспектов, в спектакле столько личного, происходящего в голове у не молодого мужчины, происходящего между мужчиной и женщиной, что это может стать для кого-то из зрителей основной темой. Главная часть декораций — двигающаяся стена, с письменами и рисунками из французской пещеры, которым больше 30 тысяч лет, но найдены они археологами совсем недавно. От сцены к сцене эти наскальные рисунки будут смываться, размываться, и сквозь полупрозрачную фактуру можно будет увидеть, что находится там, по ту сторону стены, что происходит на самом деле: в мире, в спектакле, в душе героев. Свалившаяся вдруг на Судью в его шестьдесят с лишним любовь, пугает и удивляет, выросшая ли из жалости к покалеченной девушке, или из чувства вины и не участия в защите ни в чем не повинных пленных, она, разрастаясь, меняет мир, меняет решения, поступки и меняет финал. А потому этот спектакль и про любовь.

© Анастасия Вильчи

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>