Информационное агентство
Home » Синема » VII фестиваль семейного и детского кино «В кругу семьи»

VII фестиваль семейного и детского кино «В кругу семьи»

14 Дек 2012

В Екатеринбурге завершился 7-й фестиваль семейного и детского кино «В кругу семьи».

Отборщики фестиваля не претендовали на кинематографические открытия мирового масштаба – хотя смотр и носит статус международного, а среди членов двух жюри присутствовали представители Германии, Чехии и Литвы. Более важным для программ «В кругу семьи» считается соответствие семейной тематике, а также, как заметила в день открытия его генеральный директор Лариса Баженова, присутствие в картине хоть какого-то света надежды. Последнее особенно непросто, поскольку  на «надеждах» предпочитает спекулировать модное ныне в России т.н. «доброе кино» в духе продукции Сарика Андреасяна и Ко. К такого рода фильмам участвующие в конкурсах «В кругу семьи» картины, по счастью, не относятся – ни одна из них. Все они, так или иначе – серьезные по замыслу высказывания. При том что, нельзя не отметить, уровень работ оказался ну очень разным, от крепких профессиональных произведений до откровенно беспомощных в художественном отношении.

Генеральный директор фестиваля Лариса Баженова

К числу бросовых, без всяких скидок и оговорок, я бы отнес «Чистую победу» Георгия Шенгелия, способную претендовать разве что на дневной эфир дециметрового телеканала, но никак не на фестивальный приз. У меня даже возникло по ходу просмотра ощущение, что я много раз это кино видел (чего быть не могло), настолько все предсказуемо, сделано по типовому проекту, да ведь и плохо сделано. Простой парень мечтает о карьере самбиста, мать, бывшая спортсменка, отговаривает его, но поддерживает мноогопытный тренер, ветеран «Альфы». А девушка-соученица не хочет знать, предпочитает богатых с машинами. Мама попадает в аварию, чтобы добыть денег на операцию, честный мальчик идет в кабалу к подонку-бизнесмену (мать ужасно играет Елена Яковлева, но что творит в роли бизнесмена Александр Песков – и как только пленка, или цифра, или что там еще, терпит такое?!). Тот завлекает в свои сети девушку, девушка сама рада завлечься, но как доходит до дела, то есть до секса с другом бизнесмена, идет в отказ, парень по-мужски ее спасает и в результате должен, чтобы откупиться от хозяина, участвовать в боях без правил. Тут на выручку приходит тренер-ветеран, и довольный босс-мафии («дон корлеоне» с золотой тростью – играет его Лев Прыгунов, тоже «вырви глаз») ставит на место распоясавшегося бандюка, а мальчик едет на первенство и, ну кто бы мог подумать, одерживает там победу, а девушка, ну надо же, к нему возвращается, осознав, в чем истинные ценности. Развитие нехитрого сюжета пересыпано эпизодами драк. И если б фильм появился двадцать лет назад, сделанный по образцу китайской кинопродукции из видеосалонов, можно было б объяснить это с культурологических позиций. Сегодня это анахронизм, и, безусловно, антихудожественный анахронизм.

Справедливости ради, не только российские картины выглядели в конкурсе позорно. Аргентинская и японская конкурсные ленты, «Красота» Даниэлы Саджиаро и «Притворись, чтобы услышать» Каори Имаизуми, могли бы посоперничать между собой по занудливости – что, впрочем, не помешало аргентинцам взять приз за операторскую работу. Турецкую «Ночь тишины», режиссер Рейс Цилик, тоже не охарактеризуешь как захватывающую и динамичную – но все-таки это мышление на совсем другом уровне кинематографической культуры. Медленная, камерная, но внятная и достойно сделанная вещь. Свадьба, по восточному порядку, с выстрелами (в Москве к такому нынче тоже привыкают), первая брачная ночь, после ритуальных плясок пожилой муж запирается в спальне своей хибарки с юной невестой лет 13-14, а наутро должны прийти проверить простыни. Ночь напролет они друг с другом общаются, главным эпизодом их беседы становится легенда о женщине-змее Шахнамар и ее самоотверженной любви к обычному парню, а под утро новобрачный стреляется. Точнее, выстрел звучит за кадром, и можно только догадываться, застрелил новобрачный себя или девушку, но из контекста следует, что все-таки себя, поскольку перед этим признался, как прошла его жизнь: мать заставила жениться, потом вынуждала развестись, дядя сказал, что мать позорит род и сын убил мать, за что отсидел двадцать лет; вышел, и дядя обвинил его в ошибочном поведении – тогда герой убил дядю и за него тоже сколько-то отсидел; вышел снова и вынужден был взять в жену девушку, которая ему не нужна и которой он не нужен. Пока новобрачные рассказывали друг другу сказки и правдивые истории из жизни, к моменту рокового выстрела деревню засыпало снегом. Можно спорить, утверждает такое кино «традиционные семейные ценности» или же, напротив, отвергает – но, по меньшей мере, подвергает их ревизии, как и надлежит художественному произведению. С другой стороны, по части зрелищности в сравнении с более популярным на крупных международных фестивалях Джейланом произведение Цилика практически блокбастер. Фильм мог бы претендовать и на другие номинации, но оказался отмечен лишь актер Илиас Салман за лучшую мужскую роль.

Ночь тишины

За лучшую женскую роль приз достался российской картине «Дочь» Александра Касаткина и персонально Марии Смольниковой, с чем лично я мог бы поспорить. Авторы, конечно же, исходили из самых лучших побуждений, которыми выстлана дорога известно куда. Они взяли ультрамодную тему – маньяк убивает девочек-подростков – и состряпали, отталкиваясь от нее, поделку ультрамодного жанра – православной притчи. В захолустный городишко приезжает с матерью-пьяницей девчонка-оторва, и лучшей ее подругой становится праведница-отличница, живущая после смерти (самоубийство таблетками) матери с отцом и младшим братиком. В округе орудует маньяк, выбирающий себе в жертвы исключительно девочек тинейджерского возраста, все они в момент убийства находились в подпитии, ни одну из них он не насиловал и не терзал, но с трупов срывал нательные крестики. Последняя из убитых – дочь местного православного «батюшки». Следующей, как понятно с самого начала, станет приезжая – с отличницей они отправились на «дискач», но мудрая девушка ушла вовремя, а неразумная осталась и попала маньяку под нож. Или чем он там их убивал – неизвестно, да и неважно, притча же. Важно, что маньяк, что тоже понятно практически с первых сцен – папа «праведницы». И убивая девочек, ведущих «бездуховный» по его представлению образ жизни (он и жену, как можно догадаться, свел в могилу, поскольку неправедно жила), он уверен, что спасает их от разврата. Тем временем, пока этот мастер по ремонту холодильников борется за духовность и нравственность русского народа, убивая ночами распутных школьниц, местный поп, переживая гибель собственной дочери, свято хранит тайну исповеди, зная убийцу и дочки, и остальных девочек. Милиция же, в фильме уже успешно переименованная в полицию, в лице чуть ли не леонидандреевского склада богоборца-капитана, требует раскрыть имя преступника, и год безуспешно за ним гоняется. Надежда в финале – налицо, маньяк разоблачен, дети пристроены, но по мне так безнадега оказалась бы в данном случае органичнее. Впрочем, наградили актрису, а не фильм. Жаль, что ничего не досталось фильмам, которым лично я в достаточной степени симпатизировал. «Все ушли» Георгия Параджанова, правда, и без того осыпан призами на разных киносмотрах, но если говорить о кино про семью, то «Все ушли» – один из ярких примеров освоения темы без новомодных спекуляций и в первую очередь художественными средствами. Еще обиднее за нидерландского «Ковбоя» Баудевайна Кооле, начиная с того, что показ фильма в кинотеатре был фактически сорван по техническим причинам, члены жюри и журналисты (я в том числе) смотрели их частным порядком на маленьком экране. «Ковбой» – история мальчика, живущего в отсутствии матери с отцом и подбирающего выпавшего из гнезда вороненка. Но самое интересное в «Ковбое» – отношения маленького Жожо с отцом, а вовсе не с вороненком, которого в результате постигла печальная участь – птица врезалась в крутящееся колесо мальчикова велосипеда и погибла. Учитывая, что мама Жожо, оказывается, погибла тоже (поехала в Америку и попала как раз на 11 сентября), выходит немного грустно. Зато вместе с приятельницей и с папой вороненка торжественно хоронят в картонной коробке, происходит примирение отца и сына. За лучшую режиссуру отметили «Королевство полной Луны» Уэса Андерсона, в чем фильм, давно и успешно прошедший широким прокатом, вряд ли нуждался. Положа руку на сердце – мне Андерсон не кажется гением, а его новое произведение – шедевром, но в екатеринбургском конкурсе «Королевство» имело явную фору перед остальными. Награждать Брюса Уиллиса за лучшую мужскую роль было бы, наверное, и вовсе несерьезно – жюри избежало этого искуса. Но приз за режиссуру Андерсон, безусловно, заслужил, теперь важно, чтобы до него донесли эту благую весть. А лучшим фильмом основного конкурса назвали «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова. Название недвусмысленно отсылает к песенке из популярного новогоднего кинофильма, и действие у Шамирова тоже разворачивается под новый год. Можно считать его опус простым и тонким – по-моему, его, несомненно, честная и ни в коем случае не стыдная попытка сделать нечто доброе, милое и при этом непошлое, заслуживает толерантного отношения. Но не безусловного приятия. Постоянный и полноправный соавтор Шамирова (в данном случае еще и официально соавтор сценария, помимо того, что продюсер) Гоша Куценко играет менеджера некой фирмы, который на корпоративе под Новый год планирует принять участие в песенном конкурсе наряду с еще семью коллегами-конкурентами: босс Андрей Альбертович очень любит пение, и подчиненные рассчитывают таким образом лишний раз обратить на себя его внимание, причем каждый уверен, что именно его песня из «Иронии судьбы» у босса самая любимая. На вечеринку герой планирует пойти с подругой жизни (Олеся Железняк), но перед самым Новым годом к нему приезжает из Волгограда брат (его играет сам Виктор Шамиров). У брата важное дело – надо показать врачу снимки тяжелобольного отца. На поезд брат опаздывает, самолеты из-за снегопада отменяют, и братья в компании соседской девочки колесят по Москве, стоят в пробках, ищут нужные и ненужные адреса, решают реальные и высосанные из пальца проблемы. Девочка к братьям приблудилась после того, как по звонку персонажа Куценко ее мать с полюбовником забрали в ментовку, и соседка осталась без ключа, а родной отец, живущий с новой женой (Александр Робак) отказался принять ее на Новый год.

Со мною вот что происходит

Вся та «доброта», которая должна прорастать через несмертельные, но и не особенно забавные мытарства братьев и примкнувших к ним лиц, по предположению авторов картины способна примирить людей с неказистой московской действительностью, научить их быть простыми, искренними и взаимно уважать друг друга, а также всех вокруг. Помимо утопичности, и довольно безвкусной, подобной затеи «Со мною вот что происходит» вызывает сомнение не то что уровнем, качеством, а скорее характером исполнения – формат разговорной комедии, «эстрадного» типа диалоги, произнесенные задушевно, вполголоса, как принято у Шамирова и в спектаклях, и особенно в кинофильмах, для Нового года в Москве, наверное, все-таки не подходит. Тут нужно, сегодня уж точно, что-нибудь разухабистое типа «Елок». А изысканную простоту предпочтительнее приберечь для более подходящего случая. Отдельным конкурсом и отдельным жюри судили детские фильмы. Эта программа оказалась еще более разношерстной. Некоторые опусы вроде телевизионной двухсерийки «Волшебника вызывали», снятой будто силами педколлектива провинциального детсада, на мой взгляд не имеют права не то что претендовать на призы, но и на зрительское внимание тоже. «Слон» Владимира Карабанова, несмотря на Сергея Шнурова в роли шофера Зарезина, решившего использовать брошенного циркового слона в качестве «сюрприза» для ребенка и жены, перед которыми он чувствовал свою вину, тоже произведение в лучшем случае полупрофессиональное. Больше порадовали нидерландско-бельгийские «Перемены» Николь ван Кинсдолк. Картина рассказывает про девочку, у которой папа-доктор уехал на войну, то есть в «горячую точку», и там вскоре пропал. Девочка, разумеется, за папу волнуется, и высчитывает шансы на его возвращение. Предполагая, что шансов на то, что у нее одновременно могут умереть мышь, собака и папа несколько меньше, чем только папа, она покупает в зоомагазине старую мышь и ставит клетку на солнце до тех пор, пока мышь не подыхает. Собака у них в доме уже была, и девочка попыталась сбросить ее с моста, но ей, по счастью, успели помешать. А с папой, несмотря на это, все было хорошо – он вернулся, раненый, но живой. Контрапунктом через нее проходит подготовка к школьному спектаклю по «Питеру Пэну», где главная героиня сначала должна была играть заглавного героя, но опять же ради папы, чтобы уравнять шансы на везение, взяла себе роль дерева. Как будто в качестве своеобразной «компенсации» юной актрисе досталась на фестивале премия за лучшую детскую роль. А лучшим фильмом в детской программе стало «Частное пионерское» – это современный фильм, но действие происходит в середине 1970-х, юные герои попадают в забавные и трогательные ситуации. Причем независимо друг от друга «Частное пионерское» оценили высшими баллами и профессиональное жюри, и детское, сформированное из школьников Свердловской области. Картина снята по рассказам Михаила Сеславинского – и это обстоятельство, вероятно, добавит ей шансов дойти до широкого зрителя, не остаться лишь фестивальным фаворитом.

Микеле Плачидо и продюсер фестиваля Александр Ковтунец на кулинарном мастер-классе

Помимо конкурсных показов игрового кино, показов короткометражек игровых и документальных, спецпоказов в екатеринбургском кинотеатре «Салют», программа фестиваля «В кругу семьи» включала в себя премьеру новой постановки польского режиссера Кшиштофа Занусси по пьесе британского драматурга Уильяма Рассела «Воспитание Риты», благотворительные акции с участием Светланы Светличной, Юрия Назарова и других киноактеров, а также специальный вечер в итальянском ресторане с участием Микеле Плачидо.


Автор: © Вячеслав Шадронов

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>