Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » Выставка «Воображаемый музей», ГМИИ им. Пушкина

Выставка «Воображаемый музей», ГМИИ им. Пушкина

06 мая 2012

Задача, поставленная перед организаторами юбилейного проекта, выполнена и перевыполнена: осмотреть произведения, привезенные из музеев мира, невозможно без того, чтобы заново (а кому и впервые, наверное) не обратить внимание на постоянную экспозицию ГМИИ. Вроде бы не так уж много вещей, а времени требуется – не один и не два часа. При этом формально все по-честному – «чужие» картины и скульптуры выделены, отмечены, сопровождаются расширенными комментариями. Но если в галерее западного искусства 19-20 вв. я заглядываю попутно с временными выставками и в «постоянные» залы тоже, то в основном здании давно уже не хватало на это времени, и нового для меня оказалось намного больше, чем в действительно приехало полотен и скульптур. Я и не знал, то есть не помнил, что, к примеру, здесь так много Кранаха-мл. – шесть превосходных работ, и на библейские темы, и светские портреты. Да и в галерее по соседству вдруг наткнулся на мунковых «девушек на мосту» – конечно, это всего лишь вариант, и довольно скромный, но все время пробегая мимо репродукции полотна, висящей на Старом Арбате, я не знал, что оригинал имеется в стационарной экспозиции ГМИИ. И почему-то не замечал, а может просто не акцентировал внимания прежде на крошечной, но такой симпатичной скульптурной вещицы моего любимого Арпа «Человек, за которым наблюдает цветок» (1958), хотя она в постоянной экспозиции с 1987 года, хотя и остается в «тени» безупречно прекрасного «Крылатого создания». Но все равно, повод пройти еще раз весь музей – предметы, которые доставлены издалека и ненадолго.

В каждом из музейных разделов, начиная с отделов древности – по чуть-чуть раритетов разного уровня, но, помимо средних, проходных работ, и совершенно выдающихся произведений тоже. Древних скульптур, завозных подлинников среди местных слепков, не так уж много, и не все они стоят внимания, только некоторые: статуя писца Хети (из Хильдесхайма), Исида (из Неаполя), голова Амененхета (из Берлина), вавилонские пограничные камни (тоже из Берлина), а в остальном – мне было не очень интересно, особенно что касается декоративно-прикладного искусства: лира (из Британского музея), двуручная чаша (из Лувра), серебряное блюдо (из Берлина). Итальянская живопись, и особенно венецианская школа, меня в принципе не особенно привлекает, хотя нельзя не отметить прекрасного Карпаччо, «Рождество Марии». Рембрандта в ГМИИ своего хватает, но к голландцам и фламандцам временно подселили ван Хогсгартена, автопортрет, приехавший, как ни странно, из Воронежа, а также портрет Даниэля ван Экена кисти Франса Хальса.

Воронежский голландец – не единственный в своем роде случай, например, чудесная Мадонна (с младенцем до того пухлощеким, что амурчики маньеристов в сравнении с ним показались бы дистрофиками) кисти Яна ван Скорела прибыла из Тамбова, и вообще национальные европейские музеи предоставили для «воображаемого» пушкинского не только своих родных классиков, к примеру, «Портрет Марии де Тассис» ван Дейка – из Вены, а скромный, но все равно замечательный Босх – из «Прадо». Раннее аллегорическое полотно Босха «удаление камней глупости» (со вскрытием черепушки, из которой торчит цветок тюльпана) оказалась в удачном соседстве с изумительным мужским портретом моего любимого Мемлинга, хотя как раз этот небольшой портрет я тоже уже видел – в королевском музее изящных искусств Брюсселя:

А напротив Босха и Мемлинга – Гольбейн и Дюрер (оба из Берлина), причем «Портрет девушки в красном берете» Дюрера, 1507, если не лучшая, то, пожалуй, самая трогательная вещь из тех, что приехали погостить в «воображаемый музей», «Портрета Антона Доброго» Гольбейна, впрочем, тоже отличный. Очень мне понравился «Портрет юного художника» Гисланди (из Бергамо), испанцы производят меньшее впечатление, хотя «Конный портрет принца Бальтасара Карлоса» (из мадридского «Прадо») с маленьким мальчиком-принцем на огромном роскошном коне поражает размерами, а «Отрочество Богоматери» Сурбарана – колоритом (но оно из Эрмитажа, его там можно видеть), главный предмет в этом разделе – однозначно, Эль Греко, потрясающий «Христос с крестом» (тоже из «Прадо»). Французы мне показались самыми неаппетитными на этой выставке – обычный галантно-праздничный Ватто (из Дрездена), «Портрет Дидро» Фрагонара (из Лувра), натюрморт Шардена (из Оксфорда), портрет Альфонса Леруа кисти Давида (музей Фабра, Монпелье). Всего два британца – и те интереснее, чем толпа французов: прелестный Гейнсборо, портрет дочери Мэри (1977) и «Прыгающая лошадь» Констебла (из собрания Лондонской королевской академии художеств) – впрочем, я английское изобразительное искусство даже в Лондоне не смог полюбить.

Констебл, кстати – уже в галерее европейского искусства, а это другое здание, и там для меня, конечно, раздолья побольше, и выбор побогаче, и предложение поинтереснее (но кому что, есть же такие, которым Ван Дейка подавай, но за Ван Дейком – в основное здание). При всей нелюбви к 19-му веку и реализму не могу не отметить, насколько хорош «Раненый» Курбе. «Анжелюс. Вечерняя молитва» Милле (и Милле, и Курбе – из парижского Орсэ, естественно) – просто изумительная, изначально, оказывается, сюжетом картины были похороны ребенка, что в окончательном варианте уже не прочитывается. Патриотическая аллегория Яна Алоизия Матейки «Приговор Матейке» (из Варшавы) представляет интерес больше исторический, и скорее занятна, чем поражает воображение, «Пара ботинок» Ван Гога (хотя в «пушкинском» зале ваг Гога ничего подобного нет). Из лондонской галереи Курто приехало авторское повторение, реплика «Завтрака на траве» Эдуарда Мане. Помимо Дюрера в основном здании, самое сильное лично на меня впечатление среди «гостей» галереи западного искусства производят «Адам и Ева» Климта (из венской галереи Бельведер), тем более, что своего Климта тут нету, а это позднейшая, практически предсмертная его работа: женщина стоит по щиколотку в цветах, анемонах, мужчина приникает к ней сзади.

На третьем этаже прописались, точнее, получили временную регистрацию модернисты и авангардисты, разумеется, ранние и умеренные, за редким исключением. Площадку, в которую упирается лестница, заняла скульптура Роя Лихтенштейна «Экспрессионистская голова» (1980), она же «Голова экспрессиониста» – в плоскости, из разноцветных пластинок составленная. Самое интересное дальше – два женских портрета Модильяни, «Сидящая обнаженная» 1916 (Лондон, Курто) и «Голова молодой женщины» 1915 (Милан, Брера). Интересный «Портрет Женщины в шляпе» («Дора») Пикассо, 1939 (Базель, фонд Бейлер) – распадающееся, деформированное изображение. Обычный, но больших размеров Миро – «Без названия», 1933 (из российской частной коллекции, между прочим) и такой же, то есть обычный, Мондриан – «Композиция VI/II» 1919-21 гг (Тейт). Итальянский модернизм представляет невзрачный натюрморт Моранди 1920 года (причем из миланской галереи Брера, а не из музея Моранди в Болонье, где таких натюрмортов – хоть стены ими оклеивай, и почему только именно его считают главным итальянским художником 20-го века, когда Кирико намного значительнее, но Кирико в ГМИИ есть собственный, а Моранди, кажется, отсутствует). Неплохой «Портрет родителей» (1921) Отто Дикса (из Базеля). И совершенно замечательные сюрреалисты – «Ключ полей» Магритта, 1936 (из Мадрида) – пейзаж за разбитым окном; «Пленница. Заброшенный город» Дельво, 1942 (российская частная коллекция снова, но должно быть, это все разные коллекционеры – или как?), в зелено-синих насыщенных тонах композиция с фигурами в зарослях и паутине «Осквернение весны» Макса Эрнста, крупное полотно сходу узнаваемого Ива Танги «Я делал вид» 1948 (и тоже российская частная коллекция). Поллок – обыкновенный, но больших размеров, «Коричневое и серебряное» (из мадридского музея Тиссена-Борнемисса), обыкновенный же и Джакометти, скульптура «Стоящая обнаженная» (центр Помпиду, Париж), абстрактная, из гнутых треугольников составленная абстрактная скульптура Александра Колдера «Пять углов» (российская частная коллекция), и очень смешные толстяки на картине Фернандо Ботеро «Дом Марты Пинтукко» (собственность автора, пока еще живого).

У меня было всего больше часа на основное здание, после двух польских фильмов я прибежал в галерею, но там успел провести и вовсе полчаса, а по-хорошему требуется часа три-четыре на «старых мастеров» и полтора, лучше два, на 19-20-й век, даже если пробегать мимо предметов основной экспозиции, не останавливая пристального взгляда на каждом.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Выставка продлится до 29 июля 2012 года

Для этой записи нет меток.
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>