Информационное агентство
Home » Синема » Ворон /The Raven/

Ворон /The Raven/

26 Апр 2012

Потасканный Эдгар По (Джон Кьюсак), пребывающий в творческом кризисе и не выходящий из запоя, возвращается в Балтимор. Он влюблен в дочь местного «столпа общества» Гамильтона (работа Брендона Глисона ничуть не хуже Кьюсака, и вообще актеры хорошие), отец против, дочь вроде за, но тут начинают происходить убийства, совершенные «по мотивам» новелл писателя. Новеллы, чтобы зрителю было интереснее, используются самые хрестоматийные: «Маска красной смерти», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари-Роже», «Колодец и маятник» и т.п. – мисс Гамильтон похищают во время бала-маскарада и она оказывается погребенной заживо. Помимо прозы По используются, вовсю цитируются его самые известные стихи – «Аннабель Ли» и, конечно, «Ворон», а в финале воспроизводится «Сон во сне» – при том что я не уверен, что целевая аудитория фильма с ними знакома хотя бы понаслышке, а читатели По вряд ли смогут с открытым сердцем и за чистую монету принять подобную картину.

Тем временем убийства продолжаются и с каждым новым случаем писатель, помогающий полицейскому инспектору в расследовании, получает новые подсказки. Ну конечно, то, что убийцей в итоге оказывается наборщик газеты, где не слишком успешно подвизается По, и он таким образом стимулирует своего любимого писателя на новые шедевры, а добившись своего, травит его ядом и отправляется в Париж вдохновлять аналогичным образом Жюля Верна, но попадает в руки полицейского инспектора (По перед смертью успел нашептать имя преступника) – не слишком остроумно придумано. Но сам процесс расследования развивается, как мне показалось, небезынтересно – наверное, чтобы фильм такого сорта оказался шедевром, необходим гений Терри Гиллиама с его способностью играть на грани реальности и воображения, но «Ворон» все равно неплохо смотрится.

Тем более, что именно По считают родоночальником детективного жанра, с чем я всегда готов поспорить. На самом деле первая детективная новелла в истории литературы (не криминальный сюжет, каковых немало еще в мифах и сказках, не говоря уже про античность, а именно интрига, связанная с расследованием преступления), «Мадемуазель де Скюдери», принадлежит перу не По, а Гофмана, тоже романтика, но более раннего. Причем любопытно, что и американский романтик, и немецкий местом действия для своих «детективов» (тогда это еще так не называлось, термин вошел в обиход позднее) выбирают Францию, Париж, и именно туда отправляется преступник в «Вороне».

Получается, что наборщик, в силу профессии реализующий сочинение писателя в печатном тексте, сходным образом реконструирует в реальной жизни мрачные литературные фантазии, касающиеся замысловатых убийств, закопанных в гробах живых людей и проч. А еще забавно, что в отличие от По и его аналитических новелл, героиня Гофмана расследует преступления серийного-убийцы маньяка, и делает это не по службе, не по призванию, но как бы между прочим, от скуки, для нее это интеллектуальное хобби – то есть Гофман, в сущности, разработал детективный канон гораздо более продвинутый и актуальный сегодня, чем По, наследовавший ему, и именно по канону Гофмана, а не По, строится сюжет фильма «Ворон», где По выступает лишь в качестве персонажа, и только отчасти расследующего преступление, а в большей степени являющегося жертвой преступного замысла.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: США, Испания, Венгрия, 2012
Жанр: триллер, детектив
Продолжительность: 111 мин.
Режиссер: Джеймс МакТиг
Сценарий: Бен Ливингстон, Ханна Шекспир
Оператор: Дэни Рулманн
В ролях: Джон Кьюсак, Элис Ив, Люк Эванс, Брендан Глисон, Кевин МакНэлли

В прокате в России с 12 апреля 2012

 

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>