Информационное агентство
Home » Синема » Все просто

Все просто

26 Ноя 2012

Героиня по имени Надя приезжает из Санкт-Петербурга в Москву навестить своего молодого человека Женю – имена и города на что-то усиленно намекают, не правда ли? Это первая из череды киноманских шуток – помимо «Иронии судьбы» создатели помянут и Трюффо с Годаром, и Сергея Соловьева, мастерскую которого режиссер Соня Карпунина год назад с успехом закончила, и даже короткометражки Клима Шипенко – исполнителя главной роли и соавтора сценария. Итак, Надя приезжает к Жене в Москву и находит у него под кроватью кольцо – решив, что эта любовь окончилась, она за неделю находит новую.

Уже из названия ясно, что сюжет зрителя ожидает незатейливый. Если и есть у героев какие-либо проблемы, то все они сосредоточены в плоскости «любит, не любит». Помимо этого им нужны деньги – но не то, чтобы жизненно необходимы, а просто было бы неплохо. И потом – деньги эти достаются им до смешного просто, спели песню – восемьсот рублей, написали стих – двести долларов. Вот уж действительно – все просто. Но как бы там ни было, обвинять автора в том, что ему хорошо живется, – занятие неблагодарное, тем более, что в данном случае столь невыносимая легкость бытия играет картине только на руку.

Такое инфантильное беззлобное инди-кино отлично характеризует новую генерацию москвичей – и обязательно завоюет их симпатии. Наде за двадцать, но она не работает, получает образование в Великобритании и живет за счет родителей. Боря тоже нигде не работает, делит напополам с приятелем аварийного состояния квартиру, снимает тоскливые бессюжетные фильмы и обвиняет Надю в том, что она плакала на «Титанике». Его приятель – бывший учитель, талантливый парень, который мог бы защитить диссертацию и стать академиком, но он только варит рис да пьет водку. Впрочем, водку пьют они все – разве что Надя чуть меньше, так как она девочка домашняя и к богемной московской жизни еще не привыкшая.

Фильм хорош тем, что живописует исчерпывающий портрет поколения. Если ваш типаж – не Боря и не Надя, для вас припасены еще два отличных образа – Марк и Женя. Женя – к которому Надя едет в Москве – в трактовке Карпуниной стал эдаким Ипполитом нашего времени. Перспективный молодой человек на белом «Ягуаре» вполне ожидаемо оказывается виновником всех неприятностей. Несмотря на его успешность, в жизни он человек нерешительный и слабохарактерный – так что Надя без особых колебаний меняет его белый «Ягуар» на настоящее чувство. Такое ли уж и настоящее это ее чувство к Боре, сказать трудно – вспомним, что перед самым отъездом в Петербург, Надя встречается с Марком и выражает желание переночевать в его гостиничном номере. Видимо, Надина потребность в крепком мужском плече носит деперсонализированный характер – выяснится, что номер Марка уже занят (он приехал в Москву со своей польской невестой), и тогда Надя наконец-таки соединится с Борисом. История их отношений усугубляется еще и тем, что Карпунина так и не дает ясного ответа на вопрос, почему их друг к другу тянуло. У них нет точек соприкосновения – фильмы Бориса вгоняют Надю в сон, а сам он отказывается идти на концерт, на который отправляется она. Нет, в жизни, разумеется, случается и любовь с первого взгляда, но для кино такого объяснения недостаточно, требуется что-то более убедительное.

Но фильм обладает одним патологически редким для кино достоинством, которое позволяет закрыть глаза на все недочеты и недоработки сценария. Таким достоинством становится максимальная искренность создателей – как в отношении себя, так и в отношении к зрителю. Это невероятно личная история, каких не снимают уже, кажется, не только в России, но и нигде в мире. Во-первых, Надю играет сама Соня Карпунина, Бориса – ее муж Клим Шипенко. Во-вторых, фильм не только о том, как встретились два одиночества, фильм во многом о Москве – о личной Москве Сони Карпуниной. Горячо любимые московской богемой «Жан-Жак», «Гоголь» и «Мастерская» сменяются местами тайными, интимными – такими, как Новоандреевский мост. Москва здесь практически в каждом кадре узнаваема – квартиру Жени снимали на территории бывшей ситценабивной фабрики на Дербеневской набережной, жилье Бориса расположено в районе Кутузовского проспекта, Марк останавливается в отеле на Неглинной. Топография города порой становится даже темой для шуток – Надя просит таксиста, подхватившего ее на Тверском бульваре, ехать к Кремлю, таксист же, остановившись на Большом Каменном мосту, ехидно спрашивает: «Или вас прям внутрь завезти?»

Наиболее личным моментом фильма становится эпизод с гибелью Саши – парня лучшей Надиной подруги Дины. Имя персонажа изменено, но параллели все равно очевидны – кадры страшной аварии на Сухаревской площади, которые Надя смотрит в такси, есть не киношная фикция, а документальная съемка с места гибели молодого актера Никиты Емшанова. Тот факт, что эти кадры появляются в фильме Сони Карпуниной есть дань памяти питерскому другу.

Столь трепетное искреннее отношение к своему детищу, на мой взгляд, не может не подкупать. Понятно, что фильм оторван от российской действительности, что все в нем слишком благостно, слишком мило и по девичьи розово. Но неужели то обстоятельство, что у некоторых людей все и впрямь просто, должно вызывать раздражение? Ну и потом не стоит забывать, что дебютировать в большом кино с достоинством далеко не так просто, как кажется.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

В отличие от не вполне лишенного обаяния старческого маразма опуса «Одноклассники» по сценарию Карпуниной ее новая режиссерско-сценарно-актерская работа «Все просто» – вымученный молодежный ромком, удивительным образом являющий собой полную противоположность наиболее очевидным тенденциям в современном российском «авторском» кинематографе. Никакой «чернухи», ни одного бранного слова, ничего ужасного и страшного. Героиня Карпуниной училась в Лондоне со своим женихом (Константин Крюков), потом ему сделали интересное бизнес-предложение и он уехал в Москву, а она должна прибыть к нему из родного Петербурга. Но по приезде в спальне под кроватью жениха она обнаруживает забытое кем-то золотое кольцо, и взбрыкнув, садиться в такси. Платить ей нечем, поэтому она заскакивает к подруге в «Жан-Жак», где прогрессивно мыслящая молодая элита мигом собирает ей за одну песню денег в шапку, а таксист-кавказец соглашается взять с девушки сумму в три раза меньшую, чем означено на счетчике. Далее подруги отправляются на квартиру к богемному режиссеру Борису, который встречается с молодой французской актрисой и про них снимает сюжеты сам Вадим Верник. У Бориса и его соседа Толика (Александр Яценко) девушкам предстоит провести несколько дней, подрабатывая съемками в социальной антиникотиновой рекламе и сочинением стихов по заказу богатеньких жен , и одна из заказчиц, как выясняется, и есть счастливая обладательница потерянного под кроватью кольца. С Борисом, само собой, любовь, хотя есть еще Марк, друг по Лондону, но он жениться на какой-то дочке польского олигарха, так что остается просто другом.

Во всей этой полуподделке-полупародии на «Иронию судьбы», да не на оригинальную, а на римейковую бекмамбетовскую, много всяких удивительных, неожиданных, но только не для выморочного водевильчика, случайных совпадений, а также разных вставных музыкальных номеров, от пугачевской «Песенки про меня» Зацепина в исполнении Кэти Топурия до композиций Ильи Лагутенко, еще есть модные актерские физиономии, помимо упомянутых, еще Донатас Грудович, а мельком Алябьев и Бондарев, и никакой, боже упаси, «грязи». Герои живут в прекрасной, чистой, преимущественно ночной (они поздно просыпаются) Москве, ездят по ней исключительно в такси (ни одной сцены в метро и никаких вместе с тем пробок на дорогах), не ругаются матом, курят только обычные сигареты, против которых делают рекламу (прямо специально подчеркивают, когда затягиваются: у нас, мол, обычные сигареты, вы не подумайте, никакой «чернухи»), а если и умирают, как один из приятелей, то разбиваясь в автоаварии на Садовой-Кудринской, а не то что там в электричке забили насмерть бандиты или там ментовской уазик перевернулся. Поразительным образом все же оказывается, что в жизни этих довольно милых на вид существ не больше осмысленного, человеческого, чем в существовании персонажей из фильмов Сигарева. Ну разве что внешне они на людей чуточку больше похожи и наряжены почище. Получается такое никчемное, не радикальное и не коммерческое, а для собственной маленькой радости снятое традиционное, старомодное, «папочкино» кино с разбросанными между водевильными перипетиями «тонкими» приветами Трюффо, Годару и, конечно, Сергею Соловьеву (на упоминании типа в шутку «прямых потомков Пушкина» я аж подскочил). Но стоит заметить, что с «папочками» у Карпуниной по-прежнему все в порядке – выпорхнув из-под соловьевского, так сказать, крыла, она без поддержки старших товарищей не осталась и продюсером ее нынешнего проекта выступает ни много ни мало ректор ВГИКа собственной персоной. Понятно, почему у девочки все просто.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2012
Жанр: мелодрама, комедия
Продолжительность: 98 мин.
Режиссер: Софья Карпунина
Сценарий: Софья Карпунина, Клим Шипенко
Оператор: Андрей Иванов
В ролях: Софья Карпунина, Клим Шипенко, Константин Крюков, Агния Кузнецова, Александр Яценко, Любовь Толкалина, Александр Самойленко, Донатас Грудович

В прокате в РФ с 6 декабря 2012

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>