Информационное агентство
Home » Скена » Вуди Аллен в театре: ирония и парадоксы пролетающих мимо уток.

Вуди Аллен в театре: ирония и парадоксы пролетающих мимо уток.

24 Июн 2016

«Зеркало над супружеским ложем» в Табакерке. Режиссер Олег Тополянский.

Тема измены, скачущая из комедии в драму, из драмы в мелодраму, из мелодрамы в трагедию и обратно в комедию, вечна и стара, как и наш с вами любимый театр. Иногда эта тема так приготовлена и подана, что под слоем соусов-текстов, комичных ситуаций-положений, костюмов-грима героев, ничего кроме смеха не вызывает. Комедии положений есть в афише любого театра, они любимы зрителями, актерами, порой и критиками, и претендовать на нечто большее, чем рассмешить и дать возможность отдохнуть они не могут, не хотят и не должны. Но Табакерка всегда идет в выборе репертуара своим, не самым простым путем. И вот вам, Вуди Аллен. Поклонник вы этого невысокого большого режиссера, или нет, но что-то да смотрели, слышали, знаете. Его комедии встали в мировом кинематографе на отдельную полку, и подбирая слова, чтобы выразить жанр точнее, можно уже сказать просто его имя, и все будет ясно. Но я попробую подобрать слова: грустный клоун, веселая меланхолия, ироничная тоска, смех с грустинкой. Понимаете куда я вас веду? Но у Аллена все намного прозрачнее, тоньше, мимолетнее, что ли. Если он и рисует яркими красками, то это будет все равно акварель. Нелепый главный герой, комичный и трогательный, стал визитной карточкой фильмов Вуди Аллена, и его комедия, в общем-то комедия положений, несет этот флёр мелодрамы: чудной, чуткой, чудаковатой и немножечко грустной. Чуть-чуть.

Но все же — это комедия, жанр, как признаются в интервью актеры и режиссер — сложный, и чтобы зрительный зал смеялся, над этим сначала долго трудились. Скелетов в шкафу для зрителей припасено не мало, пьеса не частая гостья театральных афиш, в России поставлена впервые (автор русского текста пьесы Вуди Аллена «Old Saybrook» Олег Дорман), а значит будут и сюрпризы, и неожиданные повороты сюжета. Три семейные пары, благополучные на первый взгляд, встретятся как-то вечером в одной гостиной, а про разоблачения и подробности адюльтера вы здесь не прочтете, зачем вам спойлеры?

Хочется сказать, что Табакерка не перестает удивлять тем, как работает с малым пространством: сценографические решения каждого спектакля здесь уникальны. Ну что, казалось бы, можно придумать нового на этих нескольких квадратных метрах? Как раскрыть замысел режиссера и драматурга? Или, вот вам еще задача: как актерам развернуть свой талант в этих декорациях? Три шага влево, три шага вправо. Но ведь удивляют! Не перестают!

Белые дверцы шкафа по периметру сцены, внутри с зеркальными створками, вот вроде бы и все, но сценограф Николай Симонов заставил все это комедийно существовать и работать. В костюмах Евгении Панфиловой явные приветы Вуди Аллену и музыка в спектакле тоже будет узнаваема, из его фильмов. А зная иронию Аллена, который иногда цитирует сам себя, все это более чем в спектакле уместно и к месту. И вот полетели утки, и в одной из первых реплик героев ироничный «привет» русским пьесам: «…терпеть их не могу: ничего не происходит, а деньги дерут, как за мюзикл».

В этой премьере, про зеркало над супружеской кроватью, которое хотел бы видеть в спальне один из героев, а супруга все не соглашалась, удивляли все три пары: случайно зашедшие на огонек Максвеллы, Хэл и Сэнди (Эдуард Чекмазов и Евгения Борзых), гости хозяев Дженни и Дэвид (Олеся Ленская и Алексей Усольцев), но больше всех дуэт Норман и Шейла (Евгений Миллер и Алена Лаптева). Евгения Миллера в этом спектакле сразу не узнать: ну, положим, парик и блестящий красный пиджак, но это первые пару минут. Было б на той сцене одеяло, можно было бы сказать, что Евгений очень виртуозно, деликатно и с улыбкой его перетащил на себя. Но одеяла не было, были только зеркала, в которых, как и в зрителях отражались прекрасные находки актера, все эти сыгранные без слов ужимки, переданные без текста эмоции, вот где иногда пожалеешь об отсутствии крупных планов в театре) А его партнерше Алене Лаптевой все тоже самое удалось проделать со своей героиней, но еще и по-женски добавив шарма, гротеска и юмора. Уже не первую работу наблюдая прекрасной актрисы, самое время крикнуть громко: господа режиссеры больших и малых кинолент, ау!? Кто там искал современную Чурикову с диапазоном ролей от драматических до комедийных? Вам сюда, непременно.

Еще раз, браво актерам! И спасибо за нежную любовь к Вуди Аллену режиссеру спектакля Олегу Тополянскому.

© Анастасия Вильчи
© Фото Галины Фесенко

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>