Выставка номинантов премии Анатолия Зверева, учреждённой к его 90-летию, должна была состояться ещё 6 сентября в пространстве Нового Манежа, но масштаб работ, создававшихся современными художниками из разных городов России и зарубежья специально для экспозиции, набирал свои обороты – на конкурс подали более двух тысяч заявок.
Организаторами было принято решение о смене пространства. И вот 18 октября в просторах Винзавода состоялось открытие выставки, на которой представлено 50 работ, отобранных для публичной презентации 7 экспертами.
Конкурс проходил под девизом «Жизнь скована, искусство свободно», переформулировавшим известное кредо «мирискуссников». Эта цитата из автобиографии Анатолия Зверева наглядно и буквально разворачивается в выставочном пространстве, с одной стороны, ограниченном уже историческими и местами осыпающимися стенами, а с другой – расширяющемся разрастающимися секциями из сконструированных белых перегородок. Получившийся буквальный и метафизический лабиринт предлагает посетителям увлекательное путешествие по чудесным и самобытным мирам, не признающим ограничений. Мифологические аллюзии, диалектические образные реплики, актуальные ассоциации, визуальные рифмы – всё это представлено в избытке, но при этом художественное высказывание получилось цельным и самодостаточным.
Тематическое, жанровое и стилистическое разнообразие восхищает! Очень кстати на открытии пришлось и выступление Линды, эпатажной певицы с голубыми волосами: хиты 90-х («Ворона», «Мало огня») и новые песни, которые невозможно отнести к какому-то конкретному направлению или течению, добавили тока космических энергий в общий антураж. Палитра впечатлений обеспечена глубокая и насыщенная, при этом каждый найдёт ту работу, перед которой ему захочется особенно задержаться, поразмышлять, поразгадывать коды или довериться ощущениям.
Лично для меня стала важной футуристически-инфернальная композиция Леры Лернер. Огромная розовая кровать как своеобразный проводник-медиум: напротив глаз оказываются глаза «новообразования». Крупного формата видеоряда, горизонтальное положения тела и его расслабление создают впечатление нахождения в невесомости.
Что если новообразования, новые клетки, могут общаться с прежними и обмениваться опытом, задавать друг другу вопросы, отвечать на них? Опухоли не обязательно должны быть злокачественными: все воспринимают их как что-то страшное и неминуемое, но это не всегда так. Они добрые, могут передавать друг другу знания и — в буквальном смысле этого слова— СО-чувствовать. Как сказала автор: «Я за то, чтобы люди видели в моей работе свои различные трактовки». У каждой опухоли можно чему-то научиться…
Другая работа, которая меня буквально загипнотизировала, авторства Антонины Баевер. Первое, что я подумала: «они не настоящие»! Подойдя ближе, почувствовала знакомый запах живых хризантем. Без воды и естественного света они вплетены в сетку и окружают манифест «Я тут внутри» (ответ художницы на извечный вопрос: «где я?»), выполненный из дерева. Хризантемы постепенно будут засыхать: словно короткая десятисекундная жизнь одного фейерверка под названием «Тысяча хризантем» (которым, возможно, вдохновлялась художница) растянута на дни или даже недели. Поэтический уход цветов и отчетливое выступление деревянной надписи документируется на камеру: так зритель, придя на выставку, сможет увидеть таймлапс на мониторе. Синтез и синкретизм красоты пока ещё живой природы и её безысходного положения вызывает противоречивые ощущения, а множественность трактовок и интерпретаций, действительно, завораживает: преходящее и вечное, глубинное и наносное, живое и мёртвое, живое и умирающее…
«NETWORK-CHECKING» Катерины Муравьевой и Петра Бардина - это не просто инсталляция, это целый проект сообщества нового типа. Главными объектами онлайн и оффлайн выставки становятся цифровые портреты людей, представленные в виде QR-кодов (таких частых и необходимых в наше время!), или чеков из магазина. Это новый способ поиска единомышленников и сохранение культурного кода – теперь с помощью чека можно даже познакомиться с его владельцем! Каждый может в реальном времени добавить свой чек в коллекцию выставки, внести свой вклад и оказаться погруженным в диалог субъектно-объектных традиций. У каждого есть внутренняя связь с искусством!
Интересно и другое взаимодействие. В Музее AZ до 7 ноября продолжает работу выставка с характерно игровым названием «А судьи кто?», на которой представлены произведения экспертов и членов жюри конкурса. Это своего рода уравнивающее взаимодействие сообщает проекту дополнительное звучание – воистину, нет ни границ, ни пределов, ни условностей!
____________________________________________________________________________
Автор: © Алина Грешникова
Премия Анатолия Зверева
Выставка номинантов с 19 — 21 ноября
ЦСИ Винзавод, Большое Винохранилище. 4-й Сыромятнический пер., 1/8