Информационное агентство
Home » Синема » 34ММКФ: «Я буду рядом»

34ММКФ: «Я буду рядом»

23 Июн 2012

В первой сцене у героини Марии Шалаевой темнеет в глазах, через пять минут она перестает на время чувствовать свою руку, через десять – теряет сознание в парке аттракционов. Никакой интриги в фильме нет – сразу после титров становится ясно, что с героиней творится что-то неладное. Ожидания вполне оправдываются – диагноз врачей никак нельзя назвать утешительным. Рак головного мозга. Времени Инне отпущено немного – год, не больше. А на руках у Инны невероятно любимый пятилетний сын, отец которого – инфантильный жалкий неудачник – бросил семью. Оставлять сына на попечение бывшего мужа героиня не решается – и отправляется на поиски приемных родителей…

Тот факт, что «Я буду рядом» был назван лучшим фильмом Кинотавра-2012, был воспринять фестивальной публикой крайне неоднозначно. Решение было действительно неожиданным – и дело даже не в том, что основным фаворитом считался фильм Авдотьи Смирновой «Кококо». «»Я буду рядом» – кино, по поводу которого просто не может быть двух одинаковых мнений. Для кого-то это «телемыло», для кого-то откровенная спекуляция на чувствах зрителя, а для кого-то – пронзительная и искренняя история любви и смерти. Но всякий, кто хоть раз плакал в кино, здесь обязательно расплачется – и это, пожалуй, лучшее доказательство эмоциональной силы этого фильма. В чем-чем, а в непрофессионализме съемочную группу фильма обвинять нельзя – воплотить задуманное удалось на все сто процентов. Нельзя не отметить удивительную актерскую работу Марии Шалаевой – она не играет, а живет в кадре, благодаря ей у зрителя возникает ощущение, что это не игровое кино, а документальное. Усугубляет ощущение документальности и операторская работа Федора Лясса – преобладание крупных и сверхкрупных планов, неровное дергающееся изображение, натуральный свет, фокусировка на случайных деталях. Кстати, на этих случайностях Павел Руминов строит свой творческий метод – в фильме много пронзительных лейтмотивов, вроде говорящего зайца, фильма про Митю и яблок, которые нельзя есть героине.

Другими словами, по качеству исполнения фильму Руминова действительно может дать фору даже Авдотье Смирновой с ее «Кококо». Иначе обстоит дело с самой задумкой. Общим местом стало утверждение, что проще всего снимать фильмы про детей и про смертельно больных людей. «Я буду рядом» – одинаково хорошо подпадает под обе эти категории. Видно, что режиссер старался сработать тонко, старался избежать излишней спекулятивности. Героиня не теряет присутствия духа, много шутит, приемные родители оказываются людьми в высшей степени порядочности, даже финальная сцена во всеуслышанье заявляет, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается. Но где-то Руминов даже перестарался, перетончил. В какой-то момент складывается чересчур благостная ситуация, в которой уже нет места правде жизни. В фильме нет ни одного отрицательного персонажа (появляющийся в кадре на пять минут отец не в счет), а сама героиня воспринимает свой недуг стоически и ни разу не теряет присутствие духа. Не так ведет себя человек, которому осталось жить несколько месяцев, – не так быстро он примиряется с действительностью, не так уверенно берется за приготовления к своему уходу.

В прессе «Я буду рядом» уже с чем только не сравнивали – с сериалами Германики (что вообще не в кассу), с экспериментами Костомарова-Расторгуева «Я тебя люблю» / «Я тебя не люблю», даже с «Древом жизни» Теренса Малика. Лично же у меня возникла ассоциация с фильмом Гаса ван Сента «Не сдавайся» – фильм опять-таки про девочку, больную раком. Посыл у них примерно одинаковый – героини в обоих случаях погибают, но жизнь все равно продолжают. Характеры героинь тоже весьма схожи – есть ощущение, что будь у персонажа Мии Васиковски ребенок, то «Не сдавайся» всецело превратился бы в «Я буду рядом». Но при всей схожести есть у этих фильмов одно глобальное различие. Руминов пытается быть максимально ближе к жизни, а Гас ван Сент, напротив, уходит от быта, сочиняя свой собственный глубоко поэтический мир. Этого победителю «Кинотавра» и не хватает – возвышенной красоты и поэзии умирания.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

Говорить об этом фильме сложно. Тема слишком болезненная. Замалчиваемая. И особенно у нас. На самом деле если нырнуть в историю, то странно, что в стране, где когда-то юродивых не только не трогали, не обижали, но и почитали, где сирым и убогим – помогали, а лечить больных считалось делом обыденным даже для царской семьи, всё куда-то делось – провалилось в тар-тарары. Мы боимся или стесняемся. Мы отворачиваемся или проходим мимо. Где-то я вычитала, что такое равнодушие в народе от передозировки. От слишком большой лавины боли, когда защитным механизмом становится «пройду мимо». А еще от тотального вранья. Ведь тем кто стоит в переходах мало кто верит. Даже если дает деньги. Одна из таких тем – тема больных раком – колет уже названием болезни. Иногда ведь не смерть страшит, а путь к ней. Особенно, когда он известен. Вспомнила фильм «Мачеха». Смотрю когда его, все время хочется выключить, но не выключаю. Там, если не помните, от рака умирала мама двух детей, и бывший муж с новой женой взял на себя о них заботу. А ненависть к «разлучнице», молодой жене мужа, героине пришлось преодолевать. Как и многое другое. Фильм Павла Руминова страшнее. Больнее. Потому что про нас. Потому что умирающая мать не может оставить ребенка его отцу, в виду его вырождения в морального урода. Потому что снят фильм в манере документального фильма, и вспоминаешь, что ты смотришь художественное произведение лишь когда мелькает в кадре известное лицо актрисы Марии Семкиной. Потому что не случается чуда. Мария Шалаева, сыгравшая главную роль – потрясающа. И, конечно, высший балл за такую работу. И низкий поклон тем, кто смог ее завершить за 8 лет.

Но. На эту картину нужна водостойкая тушь. И нервы прочнее стальных канатов. Особенно, если вы растите сына одна. Как сказала после просмотра зрительница, рядом со мной поправляющая потекший макияж, конечно это нужно смотреть, чтобы знать, но можно же не всем…

И у меня не было светлой грусти. В том фильме – была. А в этом не было. Беспросветно.


Автор: © Анастасия Вильчи


 

Производство: Россия, украина, 2012
Жанр: драма
Продолжительность: 93 мин.
Режиссер: Павел Руминов
Сценарий: Павел Руминов, Тихон Корнев
Оператор: Федор Лясс

В ролях: Мария Шалаева, Роман Зенчук, Мария Семкина, Иван Волков, Алиса Хазанова

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>