Этнический постмодернизм в душном помещении.
29 июня второй сезон проекта «Платформа» завершился первым в России исполнением произведения «Stimmung», одного из самых известных немецких композиторов ХХ века, Карлхайнца Штокхаузена.
Штокхаузен – один из ярчайших композиторов, выдвинувшихся после второй мировой войны. Каждое его произведение имеет также вербальную сторону связанную, конечно, с музыкальной, но в то же время самоценную. Трактуя «новую композицию» с радикальных позиций и отвергая законы классической музыки, Штокхаузен, фактически, начинал с нуля, разрывая с многолетними традициями.
Переосмысление произведения с помощью исполнителя – верный ход, и куратор направления «музыка», Александр Маноцков, предложил ансамбль Покровского, который специализируется на фольклорной музыке, поучаствовать в эксперименте.
Построенный на одном и том же обертонном аккорде Stimmung (от немецкого «настойка», в музыкальном смысле и «настрой» в душевном) у неподготовленного слушателя вызовет в лучшем случае недоумение, как балаклава в церкви. Но это же постмодернизм, друзья, и послушать шестерых исполнителей, нарушающих законы классической музыки на протяжении приблизительно семидесяти минут в субботний вечер пришло много интеллигентных людей.
Невыносимо жаркий день сыграл на руку организаторам и оказался дополнительным элементом представления – душный цех Белого стал идеальной декорацией для авангардного концерта. Медитационный и интуитивный Stimmung в исполнении ансамбля Покровского напоминал песни шаманов у большого костра, цех Белого – шатер. Шесть исполнителей, как воплощения Дона Хуана, приглашали слушателей в путешествие, заменив пейот музыкой.
© Дарья Ревина