Информационное агентство
Home » Скена » Заполярная правда [Театр.DOC]

Заполярная правда [Театр.DOC]

01 Фев 2009

От спектакля «Заполярная правда» у меня осталось смутное, двякое впечатление. С одной стороны – тема очень актуальная, та, которую нельзя замалчивать. Ведь проблема СПИДа не исчезнет, если мы будем отворачиваться, боясь испачкаться.

С другой стороны, проблема показана несколько однобоко, все персонажи пьесы – люди не совсем благополучные, а ведь подобное может случиться с кем угодно: с профессором, многодетной матерью, примерным отцом семейства. Ведь бывает, что заражаются и младенцы в больницах, а не только люди, употребляющие наркотики и ведущие беспорядочную половую жизнь.

Ленточный червь – Паша, который мечтал найти себе девушку, а нашел ВИЧ; Света, употребляющая героин и замеченная в беспорядочных половых связях; Виктор – бесцветная тень, он так невнятен, что я и истории его не запомнила. Марина, у которой нет никого из родных.

Они собираются в заброшенном доме и продолжают жить: вместе, как могут, рассуждая о Мире, Жизни и будущем, которого у них осталось не так много. Они постоянно ругаются матом, видимо, проповедуя тезис: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем». А ведь это тоже неверно, поскольку не вся современная молодежь так общается. Конечно, эти излишки режут слух.

Они не нужны государству, от них отказались даже родители, есть только этот дом, где есть печка, книги и новые друзья – товарищи по несчастью. Они пытаются доказать, что тоже хотят жить, что они еще живы, хотя их уже списали со всех счетов. «Что вам от нас нужно?» – спрашивают они у враждебного мира. – «У нас уже ничего нет».

Этот маленький спектакль, к сожалению, не решает глобальную проблему борьбы со СПИДом и поддержки зараженных ВИЧом. Эта проблема тянет за собой несколько еще более серьезных – рост наркозависимости молодежи, безалаберность врачей, половую распущенность. Когда произойдет перелом и изменится ли что-то в современном обществе, или будет только хуже, – никто сейчас не сможет ответить.

Автор: © Наталия Антонюк

 


 

Спектакль начинается в полной темноте. В небольшом зале «Театра.doc» выключается свет. Продолжительная пауза… Зрители не решаются разговаривать. Есть время подумать о том, что может ждать впереди. «Заполярная правда» – спектакль по мотивам документальных рассказов ВИЧ-инфицированных жителей Норильска.

Неожиданно, женский голос из-за угла. Голос то ли жалуется на жизнь невидимому (и как потом окажется не существующему) собеседнику, то ли исповедуется. Раньше в её жизни были друзья, секс и наркотики. А теперь есть ВИЧ и пустота. Девушка выговаривается, и тут откуда-то сверху раздается другой, мужской голос. «Ты кто?». – «Я ленточный червь». Кажется, это её галлюцинации. Но нет, это еще один отверженный, «вичовый». Пашка так всю жизнь и прожил отверженным. В школе его звали «ленточным червем» за худобу. А кто захочет быть рядом с «ленточным червем»? Когда родители узнали, что у сына – ВИЧ, ему выделили железную миску и запретили выходить на улицу, чтобы он не заразил «нормальных».

И теперь «ленточный червь» – «хозяин» заброшенного дома. Девушка остается в этом доме, потому что ей, как и Пашке, некуда идти. Потом в дом приходит еще один парень и еще одна девушка. У всех – ВИЧ. Все они пришли в этот дом потому, что все потеряли. И теперь, вместе, они пытаются понять, что же приобрели. Что значит – жить с ВИЧ? Как лучше прожить оставшиеся годы?

Спектакль поражает подлинностью движения актеров, подлинностью голосов. Актеры убедительны в своих образах заброшенных созданий. Видимо, им помогают одежда (старенькие курточки, поношенные свитера) и возможность свободно матерится. Мат – это не просто язык улицы. Это же и язык отчаяния, язык максимального эмоционального напряжения. Поэтому, когда герои решаются прекратить истерики и попытаться найти новый способ существования – мат исчезает из их речи.

И тогда же исчезает и та правда, которую так искали актеры, режиссер (Георг Жено) и драматург (Юрий Клавдиев). Правде жизни, правде актерской игры начинает мешать напыщенность текста. Персонажи увлекаются пространными рассуждениями о Боге и мире, появляется неприятный привкус дидактики.

Создатели спектакля поставили перед собой две очень сложных задачи. Они попытались дать своим персонажам надежду (не на то, что их вылечат, а на то, что они смогут прожить жизнь, полную смысла). Отсюда – дидактика. И они попытались сблизить персонажей и зрителей. Дать зрителям возможность почувствовать то, что эти люди – не чужие. Они, так же как и все мы, хотят жить. Поэтому надо стереть эту самую границы между «мы» и «они». Но как раз стиранию этой границы и мешает дидактика.

Авторы «Заполярной правды» замахнулись на очень сложную тему. И то, что не все получилось, говорит лишь о том, что готовых ответов на поставленные в спектакле вопросы просто нет. Их надо искать – не в газетах, не в разговорах с друзьями… а в своем сердце. А режиссеру, драматургу, актерам можно сказать спасибо за смелость.

Автор: © Лика Орлова

 


 

Текст: Юрий Клавдиев
Режиссер: Г.Жено
Роли исполняют: Егор Атаманцев, Наталья Борисова, Донатас Грудович, Софья Лерер.

Премьерный показ спектакля состоялся 22-го ноября 2008 г. в рамках международного театрального фестиваля «Осенние театральные встречи» в г. Пасергик (Болгария).

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>