Информационное агентство
Home » Театральная галерея » Земля изгнания. Судьба постсоветского театра.

Земля изгнания. Судьба постсоветского театра.

08 Апр 2018

4 апреля в одном из залов Гостиного двора состоялась лекция Алёны Карась «Земля изгнания. Судьба постсоветского театра».

Алена Карась – театральный критик, руководитель семинара по театральной критике в ГИТИСе, с 1994 по 1999 гг. была театральным обозревателем радиостанции «Эхо Москвы», с 2002 по 2014 гг. – театральный обозреватель «Российской газеты»; автор многочисленных статей и эссе о современном театре в России и за рубежом, публиковалась в журналах «Театр», «Искусство кино» и др. Председатель экспертного совета фестиваля «Золотая маска» 2016-2017 года.

В лекции ставились такие вопросы как: что случилось с театром после распада СССР и что стало происходить с театром на обширной территории? Вместе с аудитории лектор пыталась найти на них ответы и проследить некие хронотопические связи.

Примерно первые лет десять после распада СССР обществу была крайне характерна  рефлексия: все пытались понять, что же с нами происходит, с культурой, драматургией, театром…? Далее, в 2000 – 2001 годах мы наблюдаем «ситуацию границ/рубежа», вновь и вновь (ре)конструируя пресловутые точки отсчета и оси координат.

В 2001 году в России прошла «Всемирная театральная олимпиада», где Анатолий Васильев провёл программу «Узкий взгляд скифа. Театр и его истоки». Данная программа предполагает путешествие к истокам духовной деятельности человека, обращение к мифологическим корням театра, религиозным и ритуальным традициям, лежащим в его основе; предлагает рассмотрение глубины взаимосвязи театра и мифа, современных исканий и методологии режиссуры последних лет, направленных на выявление этих взаимосвязей. Анатолий Васильев отправил своих агентов (в их числе была и Алёна Карась) по бывшей территории СССР в поисках новых явлений и исторических деталей. Они побывали в Западной Украине, Якутии, Калмыкии, Башкирии и многих других регионах и городах.

Очень большой акцент был сделан на якутском театре, так как в Якутске произошло удивительное явление, возник Национальный Якутский театр «Олонхо» (таких театров на территории РФ, в данный момент, нет). В основу лёг древний якутский эпос «Олонхо», различные национальный обряды, тоюк (якутское горловое пение), танцы… и из этого синтеза, взаимодобавляющихся и отражающихся частиц единой мозаики, постепенно вырос Национальный театр… Среди наиболее узнаваемых и характерных обстоятельств возникновения театра можно вычленить потребность в глубоком осмыслении национальной идентичности, с одной стороны, а с другой – её абсолютное репрессирование… Конечно, в этой связи не осталась в стороне и тема сталинских репрессий в принципе, которая, увы, чрезмерно актуальна и болезненна и по сей день. Весьма закономерна связь нашего социально-политического наследия с современным театральным процессом: ведь и сейчас мы зачастую наблюдаем ситуацию не радости, и даже не горя, а меланхолического бытия… Здесь стоит отметить и архетипическое обращение к теме зомбированию, пустоты, инертности существования… Вероятно, и это своего рода некий эстетический ответ все на те же репрессии и усечения, зоны умолчания и агитации культуры,  религии, обычаев… Сейчас эта культура нашла в себе силы, чтобы создать театр, которого ещё не было… Не могло быть. Но, может быть, в нашем настоящем постепенно прорастают семена его будущего, которые окажется состоятельным…?

________________________________________________________________________________

Автор: © Ася Желтова

 

Метки: , , , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>