Информационное агентство
Home » Синема » [Окно в Европу]: Зимний путь

[Окно в Европу]: Зимний путь

17 Авг 2013

На пресс-конференции в Москве я задавал вопрос, будут ли на этот раз в конкурсе фильмы «сложные», «неудобные», сродни прошлогодней «Энтропии» – вслух мне, конечно, не ответили, но потихоньку потом намекнули: мол, на «Зимний путь» стоит обратить внимание. Поддал жару на представлении картины уже непосредственно перед конкурсным показом Евгений Ткачук, заявивший: мы, мол, хотели сделать кино, которое никому не понравится. Шутки шутками, но очень многим понравилось, слишком многим – а мне нет, при том что были все предпосылки. Кино отлично сделано, превосходно выстроена драматургия, камера Кричмана – выше всяких похвал, блестящие актеры Алексей Франдетти и Евгений Ткачук в главных ролях, пожалуй, чуть-чуть «жирнее», чем нужно, работают, в излишне театральном ключе, но это оправдано художественными задачами. Собственно, у меня лично сомнения вызывают именно сами задачи, потому что их исполнение – безусловно на высоте.

Эрик (Франдетти) – молодой вокалист, скоро у него ответственный конкурс, где он должен петь «Зимний путь» Шуберта, а ему все опостылело, голоса нет, вдохновения и подавно. Леха (Ткачук) работяга-гопник, а если называть вещи своими именами – просто животное, тупое и злобное. Сталкиваются они в первый раз случайно – Леха затевает драку с пассажиром автобуса, потом отбирает у Эрика мобильник и наушники, а когда его хватают менты, теряет брелок в виде ящера (насколько я успел рассмотреть, по своему основному функциональному назначению это кастет). На телефон ему звонит бойфренд Эрика, Леха перезванивает в расчете вернуть нужную ему вещь, попадает в гости к бойфренду на день рождения и здесь невозможные, казалось бы, отношения Лехи и Эрика получают странное продолжение, а главное, что чувства к Лехе дают Эрику силы петь. Понятно, что Леха и Эрик ну очень, очень разные. Именно поэтому даже несмотря на то, что Леха после слез на конкурсе, где Эрик поет Шуберта, после совместного (под таблетками, «любезно» предложенными приятелем Эрика, анестезиологом в клинике пластической хирургии) ограбления его бывшего преподавателя, пропившего талант (в этой небольшой роли выступает сам Сергей Тарамаев, которого я помню еще по спектаклям Женовача на Бронной), после того, как Эрик фактически отбил Леху у ментов, все-таки Эрика кидает, «Зимний путь» уже через двадцать минут после начала и чем дальше, тем вернее, неуклонно сползает в попсовую гей-мелодраму. С невеселой, разумеется, развязкой, другая в русской гей-мелодраме невозможна по определению, как невозможен в голливудском боевике курящий положительный герой – брошенный Эрик напивается, падает на улице и замерзает в своем зачарованном сне, где видит, как они с Лехой вместе катятся под гору.

Получается до смешного нелепая ситуация: сняли бы «Зимний путь» в цивилизованной стране – его следовало бы упрекнуть в популизме и небескорыстной с точки зрения перспектив коммерческого проката сентиментальности, а по российским меркам картина чересчур смелая, при том что ее киноязык абсолютно традиционный, здесь нет ничего нового, необычайного в плане выразительных средств, если уж на то пошло, то стоит вспомнить фильм Михаила Брашинского «Гололед», где использовались очень похожие мотивы, но задействованы совершенно иные, куда более радикальные стилистические приемы; да и Франдетти гея играет не впервые, только в «Жестокости» его персонаж был второстепенным, а в «Зимнем пути» – главный герой. В то же время «Зимний путь» – чересчур профессиональный продукт для бесхитростного, рассчитанного на открытую эмоциональную реакцию сочинения – и в этом смысле уступает даже нескладным, но честным «Весельчакам» Феликса Михайлова.

Однако вообще стоит сказать: ребята – молодцы. Не следует им только по-интеллигентски путать гомосексуализм с зоофилией. Плачущий под Шуберта за кулисами Рахманиновского зала Леха – это, как сейчас принято говорить, ту мач.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2013
Жанр: драма
Продолжительность: 90 мин.
Режиссер: Сергей Тарамаев, Любовь Львова
Сценарий: Сергей Тарамаев, Любовь Львова
Оператор: Михаил Кричман

В ролях: Алексей Франдетти, Евгений Ткачук, Владимир Мишуков, Дмитрий Мухамадеев, Андрей Цымбалов, Александр Алексеевский, Игорь Войноровский, Валерий Ткачук, Сергей Дорофеев, Наталия Павленкова

 

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>