Перед нами – череда нанимающихся на работу сиделкой в доме, интерьеры которого выдают с головой работодателя – богатого аристократа. Ответы тех, кто проходит интервью – реалистичны, комичны и трагичны одновременно. Затесавшийся среди них высокий и красивый чернокожий, явно из другой среды обитания. Его с головой выдают мятые кроссовки и уличный прикид. Да и нужна ему не работа, а всего лишь подпись на бумаге из центра занятости, чтобы получить пособие. О работе известно, то «долго у нас не задерживаются». О парне известно, что он заранее уверен, что никому не нужен и никто его на работу не примет, а позже из его разговора с родней косвенно понятно, что последние полгода он, скорее всего «отдыхал» в тюрьме.
История про сегодня? без прикрас?
Но аристократ вдруг возьми и отчебучь: ему понравился «честный» малый, стащивший у него с комода яйцо «Фаберже» и он берет его на работу «на спор»: ты еще способен работать, как думаешь? Пари на то, что сбежишь через две недели? А парня, так удачно совпало, выгнала из дома тетка, которая заменяла ему мать. И получилось кино. Трагикомедия.
Перед нами парализованный от шеи до пяток Филипп (Франсуа Клюзе), богатый аристократ. Можно спорить, что было бы, если бы паралитик не был богатым аристократом, а нанятый им помощник Дрисс (Омар Сай), не был бы негром из бедного квартала, но смысл? История как раз в том, что встретились два разных мира, два абсолютно разных человека. И столкнувшись, они каждый дали друг другу нечто незаменимое, недостающее. По версии создателей фильма каждый из них смог научить, показать, рассказать другому что-то (новое?), раздвинуть границы и горизонты, доверить и довериться, а еще смогли сказать что-то такое, что попадает внутрь. Хотя, используемые в фильме приемы – известны, а темы – заезжены (аристократ все время пытается привить хоть толику мировой культуры бедному парню из пригорода, для чего просит нанятый оркестр сыграть сначала Вивальди, а потом самые узнаваемые классические «хиты», а Дрисс в свою очередь, мачо-старший в семье без отца, уходит из богатого дома Филиппа, от сытой жизни к своей бедной семье, чтобы выполнить свой долг и защитить от уличной мафии младшего брата, ну и так далее), я получаю удовольствие и от элементарно разыгранных мизансцен, и от юмора, возможно не типично-французского здесь, а местами «лобового». И от чего-то еще, что не стоит объяснять и вычленять.
Филипп нанимает Дрисса за то, то «у него почти отсутствует жалость», ведь в лицо сказать паралитику, что «я бы застрелился, чем так жить» сможет не каждый, но получить в ответ: «Это тоже является проблемой», – согласитесь, так же требует внутреннего стержня и смелости.
Вопрос о калеках, парализованных или изувеченных по тем или иным причинам людях, всегда вызывает душевную боль. А так как в повседневной жизни этой боли вокруг нас слишком много, то мы, возможно, защищаясь, а часто на улицах или переходах метро просто в нее не веря, отворачиваемся и проходим мимо. Иногда кольнет. А иногда и не кольнет даже. Поэтому тема, обозначенная в аннотации к фильму, меня не привлекла бы, а жанр фильма, обозначенный, как комедия – скорее удивил. Можно сказать, что попала я в кинозал благодаря стечению обстоятельств, почти случайно. И им, обстоятельствам, за это спасибо.
А в кинозале авторы сценария и режиссеры «1+1»
Филиппу не нужна жалость. Хочется чувствовать себя живым. И Дрисс, как друг, дает ему это, пусть и в преломлении своего вектора счастья: массаж от девушек по вызову – обоим, одному общий, другому «только уши» плюс травка; гонки с преследованиями и розыгрышами полиции; вместо нескончаемой переписки с девушкой без лица – её живой голос в трубке. И дружба появилась там, где ее быть не могло. Дрисс «на спор» берется нарисовать картину, не хуже, чем та мазня, за 40 тысяч, и раскрашивая разными красками жизнь Филиппа, он добавляет красок и в свою жизнь. Когда в начале Дрисс идет на место тусы своих приятелей, у него в наушниках звучит любимый рэп. Когда он идет туда после работы у Филиппа – у него в наушниках Бетховен. Или Моцарт. И действительно, частный самолет, скоростной автомобиль, сшитый на заказ костюм и ванная в стиле Людовика – не сделают человека счастливым, но полеты на дельтаплане, поход в оперу, и попытка нарисовать картину – изменят его внутренний мир, а значит, в итоге, и его самого, и мир вокруг.
(с) Анастасия Вильчи
«1+1 / Intouchables»
Старт фильма в прокате: 26.04.12.
Жанр: трагикомедия
Режиссер: Оливье Накаш, Эрик Толедано
В ролях: Франсуа Клюзе, Омар Сай, Анн Ле Ни, Одри Флеро