Информационное агентство
Home » Скена » 1900-ый

1900-ый

24 Дек 2009

Моноспектакль Тимофея Трибунцева в Театре музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой

Когда спектакль закончился и раздались первые аплодисменты, я их сморгнула, потом подумала: «А зачем, собственно?». Кто научил нас стесняться слез? Когда? В детстве? Но они, испуганные моим внутренним строгим «я» не потекли уже, а задержались в уголках глаз. Зрители были щедры на аплодисменты, цветы и даже крики «браво», а сидевший в уголке реж.Александр Марченко так и не вышел на поклон, хоть Тимофей и махал ему призывно.

Я шла по некрасивой темной улице в разгар самого нелюбимого времени года (сколько до настоящей зимы? снег всегда поднимает настроение), но в голове у меня было светло. Ясно. Внутри — непонятно. А на спине (или ниже?) вырастали крылья. Острые. И быстрые. Как это? Быстрые крылья? Очень просто. Те, которые быстро несут вас вперед…

Вдруг вспомнилось, что год который вот-вот наступит (это всё потому, что у нас зачем-то начинают наряжать витрины с конца ноября!!! за месяц!!! зачем?!?) по одному из гороскопов, в которые я не верю, – мой год. Не пора ли доставать с антресолей Ёлку? …Не-е-ет. Рано-рано… Еще столько дел в этом году! Рано-рано… Ещё вспомнила…. Ну да ладно! «В задницу все проблемы!»

Метро… Ночное метро пустынно и навевает. Всегда разное. Но всегда навевает…Мне захотелось открыть крышку старого рояля и сыграть. Не важно, что. Прикоснуться. Услышать ответ на свой, такой запоздавший, вопрос. А ведь он даже не играл сегодня. Он только говорил. Он – актер Тимофей Трибунцев. Моно – сегодня.

Сюжет пьесы, которая была написана специально для одного конкретного актера итальянским писателем, литературным и музыкальным критиком Алессандро Барикко, вначале кажется необычным: вы попадаете на плывущий в океане лайнер «Вирджиния», курсирующий между Европой и Америкой. Вы слушаете морские байки и причудливые истории, которых за десятилетия на каждом судне накапливается множество, одна невероятней другой. Историю «тысяча девятисотого» рассказывает музыкант-трубач, которого судьба забросила на это судно в оркестр на 8 лет. От его имени ведет рассказ Тимофей Трибунцев, обозначенный в программке как Актёр, а изредка его реплики произносит Директор театра (Борис Меликджанов), выступая в роли уже зрелого музыканта, пустившегося в воспоминания о своей молодости. Одна из тайн «Вирджинии» – это и есть 1900-й, это не год, как можно подумать, не зная пьесы и содержания, это сокращенное имя главного героя: тоже музыканта, играющего на рояле и ставшего другом трубачу.

А вот дальше: сюжет постепенно приобретает вполне предсказуемые повороты, и предугадываемые развязки. Негр-матрос с той же «Вирджинии», по имени Денни Будмен, как-то раз находит в гостинной 1-го класса коробку с младенцем, оставленную на рояле сошедшими на берег в Америке — видимо, все-таки бедными пассажирами-эмигрантами. Такие истории не новость и периодически случаются на всех судах, но Денни решил оставить ребенка себе, то есть на судне, не озаботившись регистрацией его рождения на суше, резонно полагая: «А вдруг – отберут!». Озаботился, причем всерьез, он только тем, чтобы дать мальчику правильное имя. В итоге, было учтено и тщеславие самого Денни, и надпись на той самой картонной коробке, и обстоятельство времени, как раз наступил год 1900, по итальянски Novecento – Новый век. Именно так называется пьеса Барикко, и именно так (а не тысячадевятисотый) зовут главного героя, а остальное – издержки перевода. Увы.

Итак, получилось:

Денни Будмен Т. Д. Лимон Тысяча Девятисотый (в русском переводе), имя, как видите, жутко несуразное, но… вполне себе для Америки типичное – из нескольких имен состоящее. Надпись на коробке тоже оригинально была интерпретирована Денни-старшим: понятно, что Т.Д. Лимон – это фирма или корпорация торгующая лимонами, но Денни до конца дней был уверен в том, что Т.Д. означает Thanks Denny, то есть «Спасибо, Денни», и это сродни провиденью Господа. В общем, мальчик остался на судне и рос спокойно до 8 лет, пока Денни-старший не умер. Дальше, конечно же, его надо было высадить и сдать властям, и его, конечно же, не смогли найти перед отплытием судна из порта в Европе и, конечно же, он нашелся чудесным образом на корабле через несколько дней. 1900-й сидел в гостинной 1-го класса за роялем и ….играл. Играл он – чудесно, что-то непонятное, сродни джазу, только появившемуся тогда, и очарованная публика (в халатах и бигудях) плакала. Капитан опять хотел ссадить 1900-го на берег, но…оттаял…и на свое, резонное: «Это всё противозаконно!» получил в ответ цитату Денни-старшего из уст Денни-младшего: «В задницу законы!»

1900-й остался, рос, и НИКОГДА не покидал палубу «Вирджинии». Это было легендой судна, это было её тайной, и в это сложно было поверить.

Дальше идет эпизод шторма и момент, когда герои стали друзьями, разбив при этом полгостиной 1-го класса, включая рояль. Затем, предсказуемо, появляется взбешенный славой какого-то там, непонятно кого с непонятно какого судна, великий маэстро – изобретатель джаза, решивший устроить с 1900-м дуэль. Вы, конечно же, догадываетесь, КТО эту дуэль выиграл? Ну да, наш герой. «В задницу джаз!»

Финал же, вызвавший грусть и, у таких, как я, вполне сентиментальных натур, слезы на глазах, – так ни разу и не покинувший «Вирджинию» 1900-й идет вместе с ней ко дну, когда корабль «приговорили» к смерти, начинив динамитом.

Это выгодная пьеса с точки зрения актера. Здесь есть, где развернуться, есть, что играть, есть, к чему приложить свое мастерство. У Тимофея Трибунцева получилось четко и ясно выразить смысл. Не сбавляя темпа, он пробежался по страницам, раскрыл характеры. Отличная работа. И даже джаз – оживает в его интонациях, лишь слегка подстегиваемый музыкальными темами, лишь совсем слегка намекая и не заглушая работу актера, как обозначено в программке. Здесь это – главная работа. Сценография (худож. Нина Климовская) и свет – помогают, не мешая: висящая над лайнером луна, светотени, отражающиеся на палубе или стене, черно-белые сочетания – клавиши рояля? Лицо, освещенное наполовину – полутона? То небольшое пространство театра Камбуровой, где протекает рассказ, не перегружено ничем: небольшой подиум и несколько ступеней трапа с него к зрителю, сидящему в двух-трех шагах от актера, стул с изогнутой спинкой, качающиеся на заднем плане канаты-цепи, и всё… Музыка. Возможно потому, что главный рассказчик всё же трубач, чаще мы слышим призывную и грустную мелодию в исполнении трубы, реже – фортепиано. На заднем плане постоянно присутствует джаз, как если бы в углу сцены примостился джаз-бэнд. И…нет соло главного героя. Хотя…КАК передать ту самую «непонятную» музыку?

Рассказывая про города и страны, герой разбрасывает по подиуму цветные открытки и, через 5 минут, сметает их своим пальто: 1900-й так и не решился сойти на берег: он отказался увидеть этот мир, застыв на второй ступеньке и не сделав шал на третью…Главная, кульминационная мысль всего рассказа: ПОЧЕМУ? Он отвечает своему другу-трубачу позже. Спустя много лет, сидя на минах, которыми начинен весь лайнер, готовый пойти ко дну (мировая война так повредила его, что латать его не было смысла, и команда сошла на берег), 1900-й, голосом срывающимся, записанным на пленку, как будто из репродуктора, объясняет своему другу, ПОЧЕМУ он отказался покинуть свой мир. Там, где живем мы с вами, нет границ, там – есть огромный беспредельный выбор существования и не понятно, на чем нужно и можно остановиться. Как вы выбираете один дом? Одну женщину? Один город? Здесь – в мире, ограниченном палубой «Вирджинии» – он чувствовал себя свободным. Всегда. Не скованным проблемами, выбора в том числе.

И вот тут, на пике разговора, как-то странно скомканы слова и фразы, и верхняя нота взята или слишком низко, или фальшиво, или, простите мое начальное музыкальное образование, не в той октаве: смазан конец. Нет точки. Нет взрыва корабля. И только по аплодисментам в зале я догадываюсь, что это конец.

***** Из двух вышедших в прошлом году спектаклей «1900» – это первый, который мне довелось увидеть. Поэтому (и хорошо) сравнивать мне не с чем.

Смотрю я спектакли уже не как просто зритель, но еще и не как театральный критик, и думаю, что таковым мне профессионально становиться вовсе не надо. Моя оценка, а точнее впечатление, всё же ближе к зрительскому, и хорошо, что к нему, так как продюсеру надо понимать плюсы и минусы с точки зрения тех, кто будет платить за спектакль свои деньги, кто будет на него ходить, смотреть и так далее.

Автор: © Анастасия Вильчи

 


 

Драматург: А. Баррико
Режиссёр: А. Марченко
Роль исполняет: Т. Трибунцев

Продолжительность: 1 час 20 минут (без антракта)
Премьера состоялась 5 мая 2008 года

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>