Истории о любви на троих чаще кажутся нереальными, надуманными, странными, а вовлеченные в такую жизнь герои – или не от мира сего, или пресытившимися обыденностью и жаждущие приключений на свою … . Но этих историй становится больше и в жизни, которая рядом, и в кино, и то, что вчера было необъяснимо, сегодня уже понимаешь, а завтра, уже, возможно, принимаешь.
В испано-бразильском «Сексе ангелов» режиссера Хавьера Виллаверде, как и в итальянском «Горечь любви» режиссера Франческо Хендерсона Пепе история начинается со встречи пары и «одинокого парня». А заканчивается по-разному: счастливым воссоединением в первом и трагическим исчезновением влюбленных во втором.
Очень симпатичная пара молодых людей Бруно и Карла вместе с 15 лет, и живут уже три года, хоть родители Карлы и не в восторге от её выбора. Случайное уличное знакомство Бруно с Раем – симпатичным уличным танцовщиком, вскоре перерастает в дружбу, а дружба, волею обстоятельств в нечто большее. Когда тебя тянет к человеку и ты хочешь быть с ним, разве не все равно какого он пола? И разве ты будешь в этот момент себя спрашивать: как это так, ведь я же не гей? Но в том-то и дело, что в большинстве случаев, если это первый опыт, спрашивать будешь. И будешь переживать. И мучиться. И даже, как это было у итальянских героев – сопротивляться изо всех сил.
В отличие от идиалистических отношений Бруно и Карлы в «Горечи любви» пара, приезжающая на Сицилию из Франции – Андре и Камилла, брат и сестра. А роман со встреченным местным красавцем Сантино завязывается сначала у сестры. Но и Андре каким-то необъяснимым образом притягивает этот простой парень, и он впервые в жизни влюбившись, делает первый шаг. Шаг этот повергает Сантино в шок, он отталкивает Андре, бежит от него, боится и негодует, вслух говорит о своем неприятии гомосексуалистов, но внутренний голос почему-то противится внешнему. Переломным для Сантино будет короткий разговор с ранее сидевшим в тюрьме соседом, который поняв мучения и сомнения молодого парня, говорит ему о том, что жизнь гораздо шире и глубже, чем кажется, и что ему удавалось наблюдать, как мужчины любили друг друга, оставаясь при этом мужчинами.
Экзистенциальным опыт, сопутствующий сексуальному, вот то, что роднит оба фильма.
Карла, случайно застав своего любимого парня в душе с Раем, в ужасе бежит и страдает. Она прогоняет Бруно, что так естественно, но и не может без него жить, ведь их любовь уже проверена временем. Бруно же, не в силах совладать с нахлынувшим на него чувством к бывшему просто другу, и Карлу терять не хочет. И что не отнять у фильма, за что хотелось бы поставить ему лишний «+», так это неспешный и вдумчивый, подробный рассказ создателей о том «как же так вышло». Нет, герои не разлюбили друг друга, они не пресытились и не могли предвидеть такого развития событий, они не планировали любовь, но жизнь устроила им вот такую встречу, которая сначала заставила рыдать Карлу, а чуть позже сгорать от ревности и Бруно. Возможно, случись эта встреча с кем-то другим, не таким бесшабашно-веселым, компанейски-брутальным и привлекательно-опытным, как Рай, история не имела бы продолжения. Но он – опытный соблазнитель, до этого легко идущий по жизни и берущий что нравиться, а затем, когда чувства подступают слишком близко и требуют сил и отдачи – обычно сбегающий прочь, так вот он влюбляется в Карлу почти сразу и в её парня скорее позже, влюбляется искренне и глубоко, чувствуя боль за того, кто рядом, в надежде помирить расставшихся влюбленных идет к Карле с просьбой простить Бруно. А в результате появляется еще пара влюбленных. Не просто, и это удалось показать создателям фильма, очень не просто было принять любовь и избавиться от ревности и Карле, и Бруно, но сумев это сделать, однажды они просыпаются втроем – и нет кажется никого, счастливее этих влюбленных. Ангелы ли они? Не факт. Но в названии ли фильма дело?
Камилле пришлось тяжелее. Узнав о том, что в Сантино влюблен ее родной брат, а её вчерашний любовник ответил ему взаимностью, она принимает решение уехать с острова. Так и не узнав, что за безумной силы влечение лежит в основе их чувств на троих. Молодым же людям приходится и узнать, и принять правду, и разделить её на двоих: размытый и не четкий финал фильма лишь намекает, что Андре и Сантино остались друг с другом, уехав с острова, где все вокруг узнали правду, скрывающую то, что они рождены разными женщинами от одного отца.
За счет такого разворота сюжета второй фильм, конечно же, более мыльный и мелодраматический, а первый кажется более современным. Стоит принять во внимание также различие декораций: испанцы все время существуют в современном городе, с уличными танцами, квартирными тусовками, клубами, а история итальянцев разыгрывается на фоне восхитительных развалин и буйства природы и моря на одном из семи вулканических островов архипелага, довольно дикого места, как сказал в интервью режиссер.
Что же касается актерской игры, то кроме природного обаяния всех и каждого, стоит отметить и большую работу: и ревность, и любовь, и сомнения – всё получилось у молодых актеров. А в случае с Франческо Казиза, который сыграл Сантино, заметно еще и титаническое противостояние. Возможно, оно связано с тем, что актер честно признался в интервью, ему было трудно, потому что он «не гомосексуалист, как мой герой». Но последнее очень заметно и невооруженным взглядом, если вам удастся хоть чуть-чуть пообщаться с актером в жизни, как удалось это сделать мне в кулуарах фестиваля: от Франческо волнами расходится потрясающее обаяние и невероятная мужская сексуальность, которая соединяясь с великолепной улыбкой, заставляет улыбаться в ответ и будит в тебе настоящую женщину. Хотя, если вспоминать сексуальные сцены из фильма, то самой пронзительной получилась та, где любят друг друга мужчины.
Анастасия Вильчи
Секс ангелов (El sexo de los ángeles)
Режиссер:
В ролях:
Испания, Бразилия, 2012, 102 мин.
Горечь любви (Amaro amore)
Режиссер:
В ролях:
Италия, 2012, 100 мин.