Информационное агентство
Home » Синема » [34 ММКФ]: Все копы – ублюдки /A.C.A.B./

[34 ММКФ]: Все копы – ублюдки /A.C.A.B./

06 Июл 2012

A.C.A.B. – аббревиатура, возникшая в конце 1940-х во время забастовок британских шахтеров, означает «All Cops Are Bastards» («Все копы — ублюдки»). Сейчас широко используется среди футбольных фанатов и скиннкедов. Итальянский режиссер Стефано Соллима снял остроциальный, злободневный и хмурый фильм с одноименным названием.

Фильм рассказывает о работе полицейских мобильного отряда по борьбе с беспорядками в Риме. В их задачи входит обеспечение порядка на демонстрациях, дежурство на стадионах во время игр, контроль над выселением людей из домов по инициативе муниципалитета и т.д.

Первые кадры фильма показывают демонстрацию с лозунгами «Мы имеем право идти в Рим». И сразу приходит осознание, что Италия – такая Россия, только у нас «мобильный отряд» называют ОМОНом. Невольно забываются национальные различия – и фильм «A.C.A.B.» воспринимается как проекция на московские события последнего времени.

Фильм является попыткой охватить не только «героические», но и все противоречивые, скользкие моменты работы полицейских на улицах. Когда находишься по ту сторону баррикад, видишь взмахи дубинок над людьми – не задумываешься, что испытывает противоположная сторона. У каждого своя и единственная правда.

On stranger tidesЕсть правда иммигрантов, которые схватившись за возможность, уезжают из стран третьего мира в поисках лучшей жизни, чтобы получить возможность прокормить свои семьи. Есть правда националистов, которые своими силами ведут так называемую «борьбу» с иммигрантами, часть из которых, нелегально въехав в страну, превращается в бомжей: приезжие хулиганят, занимаются попрошайничеством, разводят беспорядки в парках, объединяются в преступные группировки, угрожают мирному существованию населения. Есть правда демонстрантов, которые борются за свои права.

А есть правда мобильных полицейских отрядов, которые вынуждены придерживаться указа. Побочный эффект – их все ненавидят: и иммигранты (за то, что полицейские участвуют в процессе их выселения), и националисты – шестнадцати-семнадцатилетние юноши с обостренным патриотизмом и лозунгами «casa nostra», и демонстранты, за то, что полиция поддерживает существующую власть.

Самый часто задаваемый вопрос на митингах омоновцам – как вы додумались пойти служить в полицию. И в данном случае режиссер делает попытку, во-первых, найти ответ на этот вопрос («Зачем ты стал копом?»), который звучит на протяжении всего фильма. Во-вторых, показать другую сторону баррикад, показать, что жизнь полицейского не сахар, что у каждого из них есть свои проблемы, их могут призирать жены и дети за выбранную профессию, а государство делает их «козлами отпущения», выводя против толп. «Мне платят деньги, за то чтобы я защищал ваши права, а кто будет защищать мои??» – кричит один из героев, доведенный до психически-неуравновешенного состояния системой.

Если такой фильм снимут в России, а его, я уверена, его рано или поздно снимут, то это будет госзаказ, отражающий интересы одной стороны, известно какой. Здесь, спасибо Стефано Соллима, есть хотя бы попытка отразить несколько правд.

Помимо уличных войн, Соллима обращается к вопросу внутренней этики. И опять две стороны медали: «братья ошибаются, но это братья» и вопрос чести, совести и честности. Молодой новобранец Адриано идет против своих сослуживцев, считая их действия превышающими должностные полномочия и обоснованно противозаконными.

Финал в фильме остается открытым, потому что этому уличному противостоянию нет конца – фанаты будут нападать на полицейских, полицейские будут применять оружие, будут пострадавшие, и будет месть. Замкнутый круг, где невозможно обойтись без жертв. Потому что полицейская государственная система в целом несовершенна. И потому что среди людей есть неадекватные люди, способные на всё. Как с одной стороны, так и с другой. В таком случае решающим становится человеческий фактор – поведение отдельно взятого человека, а не группы. Среди копов есть ублюдки, среди иммигрантов есть ублюдки, а есть те, которые из последних сил защищают свою семью. Фильм не оправдывает и не принимает ни одну из сторон, он лишь поднимает вопросы морали, предлагая каждому выбрать наиболее приемлемую для себя позицию.

Фильм участвовал в основном конкурсе 34-го Московского кинофестиваля, и по результатам голосования картина удостоилась премии жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). По словам председателя жюри FIPRESCI Дьердь Карпати, награда была вручена за «взгляд на современные проблемы». Также фильм «A.C.A.B.» удостоился приза жюри российской кинокритики («За беспристрастный взгляд на бескомпромиссные идеи») и приза Федерации киноклубов России.

Автор: © Анастасия Курляндцева

 


 

Конечно же, итальянцы мало что знают про наш ОМОН, и эта «проекция», которую хочется сделать на нашу с вами действительность тем заметнее всем, в том числе жюри, которое трижды отметило фильм. Фильм рассказывает про несколько дней из жизни ребят/мужчин, которые служат в подразделении быстрого или моментального реагирования. Именно их посылают выселять мигрантов, противостоять болельщикам (а итальянские болельщики, кажется не в пример петухастее наших), в самую гущу и в самое пекло. Нельзя сказать, что эта тема, так или иначе, не обсуждалась и не поднималась. В моем окружении, точно не единожды. Когда ты идешь на оппозиционный митинг, то не раз и не два слышишь, что не надо провоцировать ОМОН, они просто делают свою работу. Да, они такие же люди, со своими проблемами, что в фильме показано, с женами, которые разводятся и не дают видеться с дочкой (по этому поводу, срываясь, один из бойцов выходит на площадь муниципалитета, с криком души: а кто защитит мои права? ведь я защищаю ваши!), с сыновьями-подростками (у старшего группы на задании свои же парни чуть не убили сына, который входит в одну из молодежных нацистских группировок), с одиночеством по вечерам в обнимку с бутылкой пива или с матерью, которую выселяют из дома, не давая взамен обещанное жилье. Узнаваемо многое: вот лозунг-растяжка: «Италия для итальянцев!». Вот обыск в поезде, где на вопрос: «А по какому праву?», – пассажир получает дубинкой по голове. Вот суд над одним из группы ОМОНа. Оправдан. Благодаря лжесвидетельству «братьев». А ты или «брат», и тогда тебя защитят так же, или нет. И тогда в след тебе плюнут.

Довольно точно подмеченная моим коллегой Андреем Бархатовым параллель с героями Жеглова-Шарапова есть в фильме между старшим копом и новобранцем. Но в отличие от жегловского «вор должен сидеть в тюрьме» здесь на первый план выходит не проблема «власть отдает приказ – мы подчиняемся, ибо мы ей присягали и мы у нее на службе», хотя это рефреном проходит через всю картину, и об этом нельзя забывать. Но! На первом плане проблема другого рода. Превышение должностных полномочий и самосуд, лжесвидетельства, чтобы оправдать излишнюю жестокость, и позиция большинства группы «брат за брата», вот что в центре клубка. Но для этого надо осилить фильм до конца. Осилить, потому что, не смотря на хорошо снятую картинку, первую половину почти документальной картины смотреть мне было довольно трудно. Почему? Очень точно объяснил другой мой коллега, Вячеслав Шадронов: «меня очень быстро достал пафос «полицейские – тоже люди», и не потому, что мне полицейские ненавистны как класс. Гуманистический пафос, характерный для всего западного кинематографа, в духе «геи – тоже люди», «евреи – тоже люди», «негры – тоже люди» и т.п., по отношению к ментам звучит прямо-таки вызывающе непристойно – в сущности, фашистский, расистский пафос: понятно, что люди, кто ж еще…» Но, в отличие от сбежавшего с фильма коллеги, я увидела в позиции режиссера и сценаристов картины не только оправдание людей-полицейских, не только их осуждение, и не только перекладывание вины на власть за неразумные приказы, или на систему, за то, что она не совершенна. Есть вопросы. Которые заданы. Да, не ответов. Их в принципе нет. Их надо искать нам с вами. Некую документальность фильма и излишнюю социальность, кстати, отметили многие. Если вы в стороне от проблем сегодняшних улиц, с Болотными и Сахарова, с выборами честными и белыми лентами, если у вас нет друзей среди полицейских, и если вас не очень заботят проблемы страны, в которой вы живете, ну разве что «какое пиво пьем сегодня и что у нас на ужин», то фильм оставит вас скорее равнодушным или не понравится вовсе.

А если вы знаете что такое белая лента, и хоть раз, но брались за руки незнакомых людей, отстаивая право на выбор, если вам не все равно кто вами руководит и как, если вы переживаете за будущее страны в которой живете, то возможно вам понравится фильм.

Где-то в ленте не так давно промелькнула фотография, с европейских улиц, где ОМОН снял каски, развернулся и пошел в колоннах вместе с протестующими. Не помню, за что они митинговали. Но, значит возможны и такие повороты сюжетов? Если ты – полицейский, но ты душой на стороне протестующих, что тебе делать? Мне говорят: уволится, сдать дубинку и встать по ту сторону щитов. Молодой «Шарапов» хотел «честной работы», а в итоге, сдав нарушивших закон сотоварищей, сдал и дубинку, и каску. Еще он набил морду другу-политику, который в ответ на вопрос «что делать?» отвечал «а ты проголосуй за нас – и не надо будет требовать того, что тебе положено по закону». Правдолюбцы и хождения в поисках правды всегда со стороны излишне трагичны, или комичны, и редко мы видим тут хеппиэнд.

Меня лично фильм возвращает к вопросам без ответов. За что ему отдельное спасибо. Господа, ПРАВДА не может быть у каждого своя.

Или может?

Автор: ©  Анастасия Вильчи

 

 


Производство: Франция, Италия, 2012
Жанр: драма, криминал, боевик
Продолжительность: 90 мин.
Режиссер: Стефано Соллима
Сценарист: Даниэль Чезарано, Барбара Петронио, Леонардо Валенти
Оператор: Паоло Карнера
В ролях: Пьерфранческо Фавино, Филиппо Нигро, Марко Джаллини, Роберта Спаньюола

Премьера (мир): 27 января 2012

 


 


 


 


 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>