Тёмная фантазийная сказка с библейско-притчевым названием «Агнец» – дебютная лента исландского режиссера Вальдимара Йоханнссона. С первых кадров картина подкупает аутентичными северными молчаливо-затаёнными пейзажами: где-то (и кажется, что на окраине мира) изолированно и закрыто живет семья фермеров с собакой и кошкой. Супруги обмениваются дежурными репликами, считают поголовье скота и ведут отстраненно-неспешное бытование. Позднее мы узнаем, что они похоронили дитя и, возможно, не одно, и этот факт, вероятно, станет исходным событием произошедшего далее…
Действие разворачивается в канун Рождества, праздника самого семейного, светлого и особо почитаемого даже далекими от религиозных традиций. Одна из овец приносит странное потомство… Чудо или проклятье?
Характерно, что специфика изначально очевидной мутации раскрывается нарочито медленно, заставляя теряться в догадках и даже выстраивать собственную детективную линию. Обращает на себя внимание и тот факт, что причина появления странного существа, получившего говорящее имя «Ада», так и останется непрояснённой. Не менее говорящее имя матери — Мария – также предполагает богатый ассоциативный ряд, не находящий ни подтверждений, ни опровержений. Вместе с героями зритель оказывается заложником неявленных причинно-следственных связей, однако, грубое вмешательство в то, чего не понимаешь, всегда карается. Таковы законы природы, о чём человечество предпочитает не задумываться, или не вспоминать.
Созерцательно-медитативные натурные съемки дополняется органичными звуками журчащей воды и завывающего ветра. Стелющийся туман таит в себе множество тайн, и лёгкая подсознательная тревога набирает обороты, подпитываясь сбивчивым дыханием барана, порывистым колыханием травы, сосредоточенными оглядками кота, настороженностью пса, – политеизм создаваемой среды проявляется даже в мелочах. По законам фольклорных традиций, так материализуется и набирает силу то, чему суждено сбыться, облекаясь в осязаемую форму, чтобы принять соответствующий облик, который зримо явится во всем своем хтоническом великолепии ближе к финалу.
Избегая просящихся спойлеров, упомяну, что, по сути, нам представлена история преступления и наказания, справедливого возмездия, когда природное начало, не терпящее надругательства, берёт своё, жёстко и бескомпромиссно.
Затронутые темы частной жизни, детско-родительских отношений, верности и инаковости атмосферно вплетены в общую притчевую материю повествования. Человек в этой картине отнюдь не венец творения и уж точно не центр Вселенной, он лишь одна из частей общей мозаики.
__________________________________________________________________________________
Автор: © Яна Фельвитская
Производство: Исландия, Швеция, Польша, 2021
Продолжительность: 106 мин.
Режиссер: Вальдимар Йоханнссон
Сценарий: Клинт Бентли, Грег Куидар
В ролях: Нуми Рапас, Хильмир Снайр Гвюднасон, Бьёдн Хлинур Харальдссон