Информационное агентство
Home » Синема » Атомный Иван

Атомный Иван

08 Апр 2012

Забавно, что за последнее время это уже второй арт-проект, созданный на деньги «Росатома», который довелось посмотреть мне лично (возможно, и весьма вероятно, что их намного больше). Первым был детский спектакль Димы Бикбаева, чья песня «Атомный бам», кстати, звучит на финальных титрах «Атомного Ивана» (вообще композитором фильма указан Сергей Шнуров), так что спонсорские денежки два молодых режиссера поделили, но явно не поровну, Бархатову досталось больше и хватило даже на то, чтобы привлечь к исполнению роли бабушки заглавного героя, бывалой ядерщицы, Екатерину Васильеву. Хотя Екатерина Васильева как раз в новорусских киноопусах с Григорием Добрыгиным привыкла физиков играть – чего бояться ей после «Черной молнии»?

Иван и Таня (Григорий Добрыгин и Юлия Снигирь) в прошлом – однокурсники, но Таня – девушка целеустремленная и собирается защитить диссертацию, пусть не очень у нее с этим получается, а Ваня – раздолбай и ничего, кроме Тани, не хочет, довольствуясь скромной должностью оператора на атомной станции и участием в театральной студии. У руководителя студии (Алексей Колубков) творческий кризис, связанный с потерей жены, и на помощь к приятелю спешит приглашенный режиссер, известный больше по провинции авангардист (Денис Суханов из «Сатирикона», непростительно мало снимающийся). Опросив для порядку студийцев, он собирается ставить спектакль про апокалипсис – впрочем, если верить его приятелю, он всегда ставит про апокалипсис. А тут еще и в точку попадает – на территории станции сгорела какая-то хозяйственная постройка, что вызвало определенные слухи и панику. Впрочем, большинство атомщиков к апокалипсису привычны, они потомственные физики (Иван – в третьем поколении, у него еще дед умер от облучения), воспитаны на роммовских «Девяти днях одного года» (в финале весь город по случаю годовщины станции и после премьеры апокалиптического театрального действа про радиоактивные грибы дружно пересматривают этот фильм в цветном варианте и сетуют, почему такое хорошее кино не снимают больше – и действительно, почему, если у Росатома столько лишних денег?), да и вообще для них атом – и есть настоящая жизнь, а семья там, любовь и остальное – уж как получится. Вот у родителей Ивана не получилось – мать (замечательная Евгения Дмитриева) ему говорила, что отец тоже от радиации погиб, как и дед, случайно выяснилось, что вовсе не погиб, а живет неподалеку и работает, как все в городке, на той же станции (Алексей Горбунов), с ним Иван мило рыбачит ночами под пиво. У самого Ивана с Таней тоже не ладится – ведь первым делом мирный атом, а девушки, даже беременные, потом.

Фильм в духе середины 90-х, только тогда подобное кино снимали на бандитские деньги, а теперь вот, значит, на деньги госкорпораций. Раздрызганный, нарочито нескладный, наверняка доставивший больше удовольствия его создателям в процессе съемок, чем публике в процессе просмотра. За спонсоров не скажу, но определенно в чем прочем, а в том, что атом – дело мирное и безопасное для людей и грибов, картина убеждает. За себя могу сказать, во всяком случае, что за первые полчаса мне примерно стало ясно, что к чему, и дальше смотреть было утомительно. Ясно в плане того, как эта картина устроена, а не сюжета – с сюжетом как раз проблема, то есть я полагаю, что сценарий Максима Курочкина изначально не предполагал связности и жесткой фабулы, а Бархатов реализовал его в формате, приближенном к перформансу, где Екатерина Васильева оказалась в соседстве с Мариной Голуб (она играет соседку), Сергей Аронин (недавний студент, поставивший как режиссер «Циников» Мариенгофа в театре им. Моссовета – здесь в образе одного из студийцев) – с Александром Карповым (еще одного студийца играет реальный студиец со стажем, начинавшей еще в «Нашем доме» МГУ), а песня Бикбаева – с музыкой Шнурова.

Намешано много всего, но главным образом трудно уследить, как «театральная» тема связана с развитием романтических отношений героев, если в этом «атомном» контексте уместно говорить о «развитии» и об «отношениях». Герой порывается уехать, совсем как в другом фильме про атомную станцию, «В субботу» Миндадзе (ну тот вряд ли снят на деньги «Росатома»), и не уезжает. Только под конец в спектакле залетного авангардиста Аркадия, на удивление лояльно принятого атомным начальством, происходит воссоединение Вани и Тани после очень долгого расщепления и распада, но к этому моменту уже не очень интересно, что там будет их ребенком, потенциальным физиком в четвертом поколении.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2012
Жанр: мелодрама, комедия
Продолжительность: 91 мин.
Режиссер: Василий Бархатов
Сценарий: Василий Бархатов, Максим Курочкин
Оператор: Руслан Герасименков
В ролях: Григорий Добрыгин, Юлия Снигирь, Денис Суханов, Алексей Колубков, Алексей Горбунов, Евгения Дмитриева, Екатерина Васильева, Марина Голуб, Сергей Аронин

В прокате в России с 29 марта 2012

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>