Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Айка». Жизнь в форме самой жизни.

«Айка». Жизнь в форме самой жизни.

01 Фев 2019

Пять дней понадобится героини, чтобы разобраться в себе и 1:40 минут у зрителя, чтобы погрузиться в мир гастарбайтеров, узнать какие у них бывают проблемы, на что они готовы идти, чтобы выжить.

На пресс-конференции режиссер Сергей Дворцевой сказал: «Мне не хватает на экране искренности». Вероятно, это и есть та основа, которую надо учитывать перед просмотром этого фильма. Потому что режиссёру нужна была именно искренность, а не наигранность, чтобы передать зрителю состояние героини, которая вынуждена сбежать из род. дома, оставив там только что рождённого сына; а так же передать её боль, вначале физическую, а затем и моральную.

На протяжение всего фильма режиссёр погружает зрителей в мир главной героини (Айки), киргизки, приехавшей на заработки в Москву, которая в течение пяти дней мечется по заснеженному городу, чтобы найти или заработать деньги и отдать долг.

Важное значение в фильме имеет камера – она буквально прилеплена к героини, передавая все её эмоции и действия. Но это не значит, что в кадре мы постоянно видим Айку: камера осторожно каждый раз приближается к ней, чтобы взять крупный план. Фильму и не нужен постоянный крупный план лица – портрет героини складывается постепенно, и то, что из-за резких хаотичных движений иногда трудно зафиксировать её портрет на крупном или среднем планах, только больше погружает зрителя в состояние героини. В те редкие разы, когда камера всё же фиксирует её взгляд, это работает точно и намного информативнее, чем если бы мы видели глаза постоянно. В фильме всё подчинено отражению состояния героини, в том числе и город, по которому она мечется. Москва здесь узнаваема только по отдельным участкам, но и Айка – не туристка, ей некогда любоваться красотами. Москва со своим бешеным ритмом подчёркивает действия героини: Айка в большом городе, в окружении толп людей, но никому нет до неё дела, все живут в своём мире, также как и она – для этого и нужна режиссеру Москва режиссёру, чтобы подчеркнуть, усилить её одиночество.

Автор хочет, чтобы зритель в этом фильме был не просто наблюдателем, а сопереживал происходящему с героиней. Для этого он так тщательно выстраивает погружение в фильм. И зритель уже с первых минут находится в ритме Айки, когда совершает вместе с ней побег из род. дома под пронзительные крики младенцев. Таким образом нам приоткрывается мир людей, которых мы видим постоянно вокруг, но даже не знаем, как они живут, не знаем, какие у них бывают проблемы. Условия жизни (или выживания), проблема найти работу, – всё это оттеняет проблему, заявленную в начале фильма (а именно, что героиня сбежала из родильного дома на следующий день после родов). Примечательно, что изначльно это и легло в основу фильма – новостная заметка, которую увидел Сергей Дворцевой, со статистикой, что киргизки оставляют новорождённых. Именно это героиню и не оставляет, и это же режиссёр различными средствами даёт прочувствовать зрителю. Конечно, нельзя предать боль в груди от молока, когда оно уже сочиться и необходимо его любыми способами сцеживать; или боль от незаживших после родов ран при постоянном кровотечении, но зрителю можно передать невыносимость этого, когда даже нет возможности уединиться или скрыться – всё приходится делать на ходу. Зритель следует за героиней: от успокоения к встряске, чтобы не было сосредоточенности на чём-то одном, так как каждое мгновение происходит что-то новое. О ребёнке же нам постоянно напоминают либо встречающиеся дети, либо крики, вплоть до скулящих щенков, сосущих мать. Кажется, что героиня не фиксирует на этом своего внимания, но это запускает в ней процессы, которых не было в начале.

У Айки была мечта – открыть свой швейный бизнес, под это она и занимала крупную сумму денег, а теперь, чтобы расплатиться с долгом, она готова расстаться с ребёнком. Женщина загнана в максимально сложные условия, когда нужна только своим кредитодателям; но как визуально она упорно идёт по улицам через снегопад и сугробы, также упорно и настойчиво она пробирается через трудности, не отказываясь от своей мечты и от другой жизни, чем у сестры в Киргизии. Режиссёр оставляет Айку и зрителей в тот момент, когда у неё оказалось ещё больше проблем, но когда она раскрыла в себе что-то новое. И тогда уже каждый сам должен ответить, что делать дальше и какой будет финал…

«Жизнь в форме самой жизни», –  именно этим руководствовались итальянские неореалисты для воплощения своих идей в кино. Фильм Сергея Дворцевого можно отнести и к продолжению традиций неореализма, «Догмы» или языка братьев Дарденн, но это всё будут штампы – режиссёр следует каким-либо направлениям в кино, ему необходима достоверность, искренность и правдивость в передаче жизни и состояния героини, для этого он и помещает её и зрителя в максимально естественные условия.

_____________________________________________________________________________

Автор: © Андрей  Евдокимов

Производство: Россия, Германия, Польша, Китай, Казахстан, 2018

Продолжительность: 100 мин.

Режиссер: Сергей Дворцевой

В ролях: Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова, Давид Алавердян, Нуржамал Мамадалиева, Нуржан Кунназарова и др.

*Приз за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля


Метки: ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>