Информационное агентство
Home » Скена » «Back in the USSR» [Театр "АРТиШОК" на сцене ЦИМа]

«Back in the USSR» [Театр "АРТиШОК" на сцене ЦИМа]

15 Мар 2009

Театр «АРТиШОК» – альтернативное театральное движение из г. Алматы. Спектакль «Back in the USSR», состоявшийся 15 марта на сцене центра им.Мейерхольда, сумел растопить еще не растаявшие сердца москвичей и впустить в него весну!

Взрослый человек всегда старается жить честно и правильно. Честно для себя и правильно для других, а ребенок не старается, он живет, как ему нравится. Вероятно, руководствуясь этим, режиссер представила свой авторский спектакль глазами советских детей.

«Этот спектакль – о жизни в бывшем СССР, этот спектакль о детстве» ,- поведала мне режиссер Галина Пьянова.

Можно прочитать учебник истории и найти сухие факты из политической жизни и жизни правительства, а о жизни простого человека не найти ни слова. Как жили миллионы «Ивановых», тысячи «Петровых и Васильевых»? А вот об этом нам и расскажет замечательный спектакль, который наполнен не только невероятно смешными положениями, правдоподобием и ритмом, но и различными пластическими «штучками» (рапидный бой и другие)

Спектакль «Back in the USSR» (что в переводе означает «Назад в СССР») дает возможность проникнуть в жизнь простого человека того времени. Кто – то будет смотреть взглядом, ностальгирующим или ругательным, а кто – то задумается: «что же это такое было для нас самих, жить в СССР?».

Спектакль начинается «в Советском Союзе»: девочки любят Ленина, из фольги оставшейся от конфет делают колечки, вступают в ряды пионеров, оплакивают смерть правителей того времени и изо всех сил стараются быть патриотами, насколько им позволяет детская фантазия. Вместе с этим они растут: детский сад, начальная школа, первые вечеринки и свидания, за которыми наблюдает журналистка из восточной Германии по средствам архивного видео-материал (Здесь уже вступает в права наше время). Она приехала в бывший Советский Союз, чтобы собрать материал. Вместе со зрителями журналистка смотрит эпизоды из жизни девочек и сравнивает их со своим опытом, со своими воспоминаниями…

И тут происходит невообразимое: наше время в лице журналистки входит в времена СССР. Она контактирует с девочками, комментирует, берет у них предметы бутафории: бюст Ленина, обертки от конфет… и находит много общего между своим детством и детством этих советских девчонок: она была такой же, как и они. Абсолютно такой же! Также сидела на горшочке и пела песни, делала колечки из блестящих шоколадных оберток… Образы, созданные в спектакле, не дают возможности не сказать: «Такая девочка была у нас в классе, ее папа был большой шишкой. И такая девчонка тоже была у меня в классе, ее все обижали..». Я просто уверена, что каждый человек, сидевший в зале, находил в спектакле что-то своё, «про себя», друзей, знакомых…

И не важно, под какой гимн мы сейчас встаем: под Российский, Украинский, Чешский… Мы все равно встаём! И, может быть, наши дети, они абсолютно такие же, просто сменился политический фон, правители? Все дети играют (куклы, машинки, сейчас уже компьютеры), все писают, делают первые шаги, говорят первое: «Ма-ма». Дети как дети, что в России, что в Украине, только одна разница есть, судьба разная. И вот финальную черту подвела Журналистка. Она остановила видео и рассказала о том, что случилось с девочками СССР: Васильева (дочка «большого» папы)стала увлекаться наркотиками, водкой и вскоре умерла, Иванова (обычный озорной, веселый ребенок) ушла в монастырь, Петрова (девочка, в огромных очках, которую постоянно обижали)стала бизнес «вумен».

После небольшого ЗТМ (затемнения) история повторилась: на сцене снова бюст Ленина, 3 девочки, но нет карты СССР, так как девчонки будут расти, учиться и влюбляться уже в пределах иной географии.

Автор: © Венера Баязитова

 


 

Крайне необычный и оригинальный алматинский театральный коллектив «АРТиШОК» в своей постановке «Back in USSR» в форме фарса и почти клоунады рассказывает об убогости и идиотизме советского детства. Главные героини – три девочки-пионерки, роли которых исполняют взрослые актрисы, представляют из себя как бы три детско-подростковых архетипа: забитую всеми обижаемую девочку-дурочку в огромных очках, сознательную пионерку-активистку, далеко не только платонически влюбленную в дедушку Ленина, и испорчено-заносчивую девицу из исключительно обеспеченной по тем временам семьи, которая интересуется уже отнюдь не покойным вождем, а противоположным полом. Все три героини, как и актрисы, абсолютно различные, но все невозможно смешные, а когда надо – и трогательные.

Действие начинается где-то в семидесятые годы. Героини вместе проходят через все круги советского детства, показанного с помощью малейших, но очень точных деталей, которые будут понятны всякому, кто родился и хотя бы успел начать свой жизненный путь до наступления девяностых. Когда девочки при помощи ногтя начинают расправлять фольгу от шоколадных конфет – зал аплодирует. Под мелодии советских и доступных тогда зарубежных популярных песен героини постепенно, не забывая проявлять при этом свойственные всем детям то глупость, а то жестокость, взрослеют: обнаруживают и переживают первые проявления собственной сексуальности, выкуривают первую сигарету, делают первый глоток алкоголя…

Но в этом еще не все действие. История трех пионерок – это только видеоматериалы, отснятые не слишком понятно кем и когда и просматриваемые выросшей в ГДР немкой (роль которой, кстати, исполняет настоящая уроженка Германии Патрисия Гермес), тоже не слишком понятно, где и когда, но явно уже после падения и Берлинской стены, и СССР. Разговаривая – со вполне характерным акцентом – с невидимым оператором, который по ее требованию то запускает, то останавливает пленку (актрисами, исполняющими роли девочек, весьма красочно изображается даже процесс перемотки), немка вспоминает собственное соцлагерное детство; с тем же неподражаемым акцентом рассказывает вроде бы всем известные шуточки, но звучат они очень к месту.

С тех самых пор, как он закончился, о советском периоде было сказано очень много, но, с другой стороны, для современной постсоветской культуры, нечасто оглядывающейся назад и смотрящей уже как бы со стороны, он остается своеобразной терра инкогнита. Тем ценнее каждое новое обращение, когда оно оказывается адекватным и по форме, и содержанию. В пьесе «Back in USSR» – очень живой и смешной – показывается на самом деле мало приятных или светлых моментов, но духа мизантропизма, ненависти к прошлому за то, что оно было именно вот таким, в ней не чувствуется. Это не попытка ударить лежачего, которого все, кто мог, и так уже пнули. Это желание реконструировать целое по его мельчайшим частям, мало что значащим по отдельности.

Спектакль «Back in USSR» не лёгкий и не тяжелый, но несомненно, что необычный. Идет он даже чуть меньше, чем полтора часа и смотрится на одном дыхании. Зрители реагируют живейшим образом: много смеются, иногда даже аплодируют. Это было бы даже смешно, если б не было так грустно – не то утверждение в случае с постановкой, которую показывает «АРТиШОК». То, о чем идет речь, в любом случае, уже было – прошло. Ощущение после спектакля, напротив, остается светлое, а настроение – довольно приподнятое.

Автор: © Ева Рапопорт

 


 

Продолжительность: 1 час 20 мин. (без антракта)
Режиссёр: Галина Пьянова
Сценография: Елена и Виктор Воробьевы
Костюмы: Елена шальных
Роли исполняют: Елена Набокова, Вероника Насальская, Елена Тайматова, Патрисия Гермес (Германия)

Премьера состоялась 27 марта 2004 года.

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>