Когда мы читаем аннотацию к данному фильму, то сталкиваемся с двояким определением: «драма», «комедия». Надо сказать, что второе сразу вводит в заблуждение, потому как если вы и улыбнётесь несколько раз при просмотре, то улыбка будет горьковатой. Я бы определила жанр как «философское эссе», которое смогло собрать в себе, подобно мозаике, различные состояния сегодняшнего общества.
Люси Стэнбридж наследует издательский бизнес своего отца, который был для неё эталоном, и она искренне пыталась, но едва ли могла, ему соответствовать. Что говорить, ведь самый важный день жизни отца – нет, не рождение дочери, а издание книги «Атомная осень» теперь уже культового писателя Харриса Шоу. Как продолжить, достойно поддержать или прямо-таки спасти семейное дело? Молодой женщине придётся взять ответственность за очень многое в столь располагающее к безответственности время, когда в тренде оказывается… фальшивка. И как понять, что ты сама не стала ею?
Уже даже название весьма показательно - «бестселлер». Что сегодня лучше продается? И почему? Потому что оно, действительно, ценно, или потому что это преподнесли определённым образом? «Ваши подписчики… или последователи», – говорит Люси…. На что писатель справедливо замечает, что последователи были у Христа, и для него это плохо закончилось. Зато Библия стала бестселлером.
Действие развивается не динамично. А главное, на примере данной картины наглядно видно, насколько драматургия отлична от жизни… Или, может быть, не так уж отлична? Просто, чтобы всё встало на свои места, нужно несколько жизней и биографий, потому что живём мы не столь драматично сконцентрировано, сколь пишут наши авторы, пытаясь соединить любовь на Эвересте с любовью на пределе психических возможностей? Может быть, поэтому, несколько раз появившись (пусть не на сцене, но в кадре), ружьё так и не выстреливает в цель, так как – по законам всеобщей и вездесущей гармонии — есть что-то важнее…
Герой (хотела написать «главный», но задумалась… может быть, «главная» у нас всё же героиня?) говорит, что никто не обязан с ним нянчиться… Не обязан. Но что делать, если это потребность? Да, такая простая потребность человеческого сердца – отдавать тепло, распространять его адресно… И это не про секс, потому что писатель сквозь несколько поколений находит свою любимую, отгоняющую страхи, а встающая на ноги молодая женщина – того, кто искренне скажет ей, наконец-то, что она лучшая. Вероятно, важнейшее, что может случиться с нами – это встретить того, кто чувствует твой слог. И только ему можно доверить себя, дом, кота и тексты, в которых он восполнит пробелы, если что-то упущено, и которые переживут всё перечисленное ранее…
Трудно высказываться в критериях «понравилось» – «не понравилось» о фильме, где актёру 88 лет… И это не смягчающее обстоятельство, потому что игра Майкла Кейна безукоризненна. Примечательно также, что «Бестселлер» Лины Росслер посвящён её отцу. Это про что-то-то другое. А вот желание стать связующим звеном — возникает. Потому что всё остальное предельно понятно и материально исчислимо: « Что в себе таит ваша книга? – 365 страниц», «Чем вы занимались все это время? – Я выпивал. За Ваше здоровье», «Что вдохновило Вас на написание этой книги? –Бабки… Деньги и скука».
Это фильм о наследии – семейном, поколенческом, культурном. Каким оно оказывается? Правильным, если в основе всего – любовь и прощение. И за каждым великим мужчиной стоит, извините, женщина. Конечно, это сказка. Но… пусть она будет. Не всё же смаковать чернушные стороны нашей действительности. Позволим надежду раздвинуть границы, стать смелее и честнее.
«Будущее принадлежит взрослым»? Вероятно, да. Тем, кто в состоянии считать и присвоить не всегда очевидные смыслы и увидеть за внешней грубоватой формой нежное и трепетное содержание… и опустить ружьё. Перед ошибками отца, перед самомнением гения, циничностью любовника и другими энергиями, которые, увы, правят этим миром… но движется и сохраняется он не благодаря им. Вероятно, картина придется по вкусу не всем… Позволю себе заключительную цитату: «Просто забудьте, что Вы это видели. – Я ни хрена не забываю». В меня фильм попал очень глубоко. И я рада, если в вас – тоже.
__________________________________________________________________________________
Автор: © Яна Фельвитская
Производство: Канада, Великобритания, 2020
Продолжительность: 102 мин.
Режиссер: Лина Росслер
Сценарий: Энтони Грико
Оператор: Клодив Сов
В ролях: Майкл Кейн, Обри Плаза, Скотт Спидман, Эллен Вонг, Кэри Элвис и др.